Хочу еще раз подчеркнуть, что разработанной теории социализма у К. Маркса не было. Социализма как самостоятельной общественно-экономической формации не существовало никогда. В силу чего, не ясно что называлось под социализмом в СССР с точки зрения теории ОЭФ. Если смотреть на способ производства, который является основой и существенным признаком общественно-экономической формации, то никакого особого способа производства в СССР мы не находим.
Государственная собственность на средства производства, условно лично свободный наемный труд (так как существовала трудовая повинность и распределение труда), эксплуатация прибавочной стоимости товара, произведенной трудом наемного работника, наличие классовой структуры общества (класса наемных работников и класса бюрократии или класса производителей товара и прибавочной стоимости и класс потребителей прибавочной стоимости), когда как при коммунизме класс эксплуататоров и эксплуатируемых совпадает, уничтожая сами классы. Прибавочная стоимость принадлежит ее производителям пропорционально их труду, а не частному или государственному капиталу.
При коммунизме государство исчезает и как публичная организация власти, и как юридическое лицо, осуществляющее права собственника и являющего коллективным эксплуататором наемного или крепостного, или рабского труда. В СССР мы ничего такого не наблюдаем. В этой связи, СССР мне напоминает древний Египет или Китай, где государство является безраздельным собственником всего и коллективным тираном своего населения, а за ширмой слова "государства" прячутся обыкновенные дармоеды-эксплуататоры: фараон, жрецы, чиновники, вожди. СССР, таким образом, по своему способу производства ближе к архаичным формациям и обществам. Строительство заводов, БАМов мне напоминает строительство египетских пирамид.
Принудительный труд, нормирование труда, пайки, репрессии, привязка непосредственного производителя к месту труда (это касалось не только крестьян, но и рабочих), государственное распределение трудовых ресурсов, - все это было намного ниже уровня капиталистических производительных сил. Рабский и крепостной труд всегда ниже по качеству труда свободного, и не только в силу научно-технических инноваций, но и в силу психологической мотивации к труду, к внедрению инноваций.
Я, вообще, вижу прогресс в том, чтобы каждый работник являлся частным собственником на средства производства, был самодостаточен, сам себе государство. Общество частных собственников, - общество людей независимых, свободных, самодостаточных, в чём считаю главное достижение, цель и смысл исторического прогресса.