Отношения же со старообрядцами нельзя рассматривать вкупе не только по причине их многогранности, но и потому, что в большинстве случаев это не противостояние Православия и древней веры, а государственная политика, где Церковь выступала, большей частью, исполнительницей воли государственного Синода.
Учите матчасть. В 1666-ом, когда произошел раскол, Петр 1, создавший Синод во главе с мирянином обер-прокурором, еще не родился. А устроил массовые гонения на старообрядцев как патриарх Никон. Причем методы были интересные - сажание на цепь, заточнение в зинданах и.т.д.
кто отвергает Творца, или не желает видеть Его истинный Промысел
Это какой промысел? Торговлю водкой и сигаретами?
Сама летопись практически нигде не говорит о насильственном крещении. В ней есть лишь обещание-угроза князя Владимира, о том, что тот, кто не креститься будет ему врагом, но ничего не упоминается о фактах неповиновения.
Сам факт угроз уже говорит, что упор делался не на "увещевания", а на грубое внедрение идеологии христианской.
Когда влекли Перуна по Ручью и Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения», и хотя оплакивали, но «притащив, кинули его в Днепр, и приставил Владимир к нему людей сказав: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано».
Еще бы не исполнили, прирезали бы за милую душу. Еще один факт, что насаждалось насильственно. Не горячей проповедью, а сбрасыванием в реку. Причем христианским верунам мало было искоренить другую разновидность вернуства, а еще и унизить адептов и привить им еще больший комплекс вины через это унижение. Это всё равно что вас православных, избить плетьми и заставить рубить топором иконы. То же проделал с языческими адептами князь Володя Православный(не путать с Володей II Православным Лениградским).
Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.
Ну да, возможность подписать на разборку на своей стороне пару византийских "единоверных" полков - это превосходство.У иудеев он что спросил, когда ему предлагали иудаизм?
"-А где ваша страна?
-А нет её, в рассеянии мы."
Как мы знаем Хазарского Каганата на момент крещения Руси уже не существовало, поэтому иудаизм не представлял практического интереса с дипломатической точки зрения. А исламизация бы поставила Русь в противостояние с Византией, да и за введение "сухого закона" князя бы собственная дружина бы в Днепр кинула с камнем на шее.
Славяне принимают лишь судьбу-фортуну, судьбу, которую можно уговорить и с которой можно договориться. Именно поэтому христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного принимается нашими предками практически сразу.
А как же ваше верунско-эрпэцешное "На всё воля божья"? Не согласуется.
Мировоззренческие категории славянского язычества были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы
Точнее язычники частично трансформировали христианское верунство под своё понимание.
Летопись говорит, что народ назвал князя Владимира Красным Солнышком, думаю, что не за жестокость такое прозвище было дано.
А что кровь разве фиолетовая?
"6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми
словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей.
"явилось безумием и обманом"-ключевая фраза. Впрочем оно таким и является. До кучи еще и добровольным рабством. Неудивительно, что в штыки новгородцы восприняли.
Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание."
То же самое орали и орут христанутые, подымая армии "бить поганых".