Все-таки религия не соответствует одному из критериев бреда – 4. Выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества (что особенно важно при дифференциации, например, от суеверий). ( Из той же Википедии). И в МКБ – 10 отсутствует, пока, по крайней мере. Можно религию рассматривать как индуцированный бред, конечно. Но мне представляется это упрощённым взглядом на проблему. Плюс болезнь есть отклонение от нормы, норма есть состояние большинства, а большинство людей – верующие (в той или иной форме и степени).
Важной функцией религии является, на мой взгляд, следующая – компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. (Википедия)
Карл Ясперс тоже скорее верующий, хоть и выступал против клерикализма, но в «Философской вере» отстаивает теистические позиции.
Так что, религиозность, сама по себе, не является психическим расстройством. Думаю, имеет значение степень и форма религиозности. В советские времена часто наблюдались семьи, где муж атеист, а жена верующая. Муж думал – вот, жена дура, в бога верит, ну и чёрт с ней, пусть раз в неделю в церковь сходит. А жена думала – вот, муж дурак, в Бога не верит, ну, пойду и за него помолюсь, чтоб и он в рай попал, и тут на земле жив и здоров был. И на этом тема религии закрывалась. В семье была целая куча других интересных занятий: детей воспитывать, картошку копать, защищать социалистическое Отечество от происков мирового империализма. А вот в постсоветский период религиозность многих людей стала давать крен в сторону явной психопатологии. Мне вспоминаются «Белые братья», читал в листовках их бред о Марии Деви Христос и не понимал, как их так заклинило. Поэтому интересно было бы определить критерии перехода нормальной религиозности в психопатологическую. Пока на ум приходят три критерия.
1.Форма религиозности отличная от местных традиций, эмоционально-экстатическая, связанная с абсолютным доверием неформальным религиозным лидерам и подчинением им.
2.Сведение всех интересов верующего к религии (любой, и традиционной тоже) – богомания.
3.Соотношение любых своих действий (и действий родственников) с религиозными правилами. Повсеместный религиозный контроль (самоконтроль).
Также важно сказать, что склонность к религиозности связана со склонностью людей подчинять своё поведение любым заранее определённым нормам и правилам: делать как все; делать, как того требует бог; делать, как учил великий пророк, или учит коммунистическая партия. Это связано с особенностью головного мозга экономить энергию, а стандартизированное поведение наименее затратное с точки зрения мыслительных процессов.