Кирпичи и соломаБиблия мало что дает нам для понимания того, какого характера было рабство евреев в Египте. Да, по отношению к египетскому игу употребляются эпитеты вроде «жесткий», «тяжкий» и т.п. Но на этих эпитетах какой-либо вывод сделать невозможно. Все просто. А какие вообще можно ожидать характеристики рабства с точки зрения раба? «Легкое рабство», «не рабство, а малина», «работали - горя не знали» или как-то еще? Если такие, то вспомним, как охарактеризовали свою жизнь сами бывшие рабы, будучи уже в пустыне:
«и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом». Этот отрывок хорошо известен, и я не буду развивать эту мысль. Тем не менее. Кто-то, набравшись оптимизмом, может предположить: да, евреи сказали так, но только потому, что в этот момент испытывали трудности. По сравнению с ними рабство им показалось легкой жизнью, и тяжкие труды забылись, хотя на самом деле были. Ладно, такая позиция будет означать, что мы признаем
субъективизм оценки рабов и бывших рабов. Придется искать в Библии что-то помимо субъективной оценки, хоть и трудно.
Был вот такой, например, эпизод с изготовлением кирпичей. Почему кирпичей? - да потому что мы и не знаем из текста Библии, что еще приходилось выполнять евреям в «рабстве».
Итак, Яхве отправил Моисея в Египет с партзаданием.
«И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» (4:21). Потом случился странный эпизод, когда Яхве хотел убить Моисея, но жена последнего отрезала от сына крайнюю плоть и бросила к божественным ногам. Инцидент был исчерпан, и Моисей пришел в Египет к фараону. Ему Моисей предъявил требование: евреи хотят устроить праздник в пустыне, отпусти народ мой. На это фараон резонно заметил: какой еще праздник? у вас дел, что ли, мало? Если мало - так я могу и прибавить. И вот здесь мы вплотную подходим к кирпичам и рабству.
«И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому. А кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» (5:6-9).
Так, мы теперь знаем, что евреи должны были делать кирпичи, для изготовления которых требовалась солома. До вмешательства Моисея эту солому евреи не сами заготавливали, а получали от «приставников и надзирателей». Из этого невозможно понять, какие были нормы выработки - легкие или тяжелые. Известно, что сами египтяне также выполняли различную работу на благо государства. Это, в общем, воспринималось как нечто нормальное. Тем не менее, вернемся к кирпичам.
Слуги фараона исполнили, как он и сказал. И вот.
«И пришли надзиратели сынов Израилевых и возопили к фараону, говоря: для чего ты так поступаешь с рабами твоими? соломы не дают рабам твоим, а кирпичи, говорят нам, делайте. И вот, рабов твоих бьют; грех народу твоему». (5:15-16)
Что видим? Во-первых, в среде богоизбранных были коллаборационисты. Это не удивительно. Во-вторых, обратим внимание на мотивацию надзирателей-евреев. Они указывают фараону на два факта, выходящие за рамки общепринятой практики. Факт первый: произошло увеличение работы
без видимой на то причины. Факт второй: рабов-евреев за непослушание начали
подвергать наказанию, вплоть до избиения (возможно, и смерти).
Разумеется, такие меры фараона не красят. С точки зрения современного общества, рабство в любом виде осуждается, и даже сложно представить, что среди рабов могут быть различия в статусе и положении, что могут быть законы и ограничения рабства. А вот в древности все это очень хорошо понимали. Это понимали и евреи, и надзиратели-евреи, и сам фараон.
Подведем промежуточный итог эпизоду с кирпичами.
1. Эпизод не дает оснований на то, чтобы считать положение евреев-рабов в Египте
ни тяжелым, ни легким.
2. После появления Моисея положение стало
тяжелее по сравнению с предыдущим временем.
3. Положение евреев
не было абсолютным рабством - без условий и ограничений, так как отношения фараона и евреев определялись рядом принятых правил и установок.
4. Эти установки до появления Моисея с идеей «сходить и устроить праздник в пустыне»
запрещали неразумное и необоснованное повышение объема работы.
5. Эти же установки запрещали (по крайней мере, в самом общем случае)
физическое наказание и убийство евреев-рабов.
Поясню промежуточные выводы. Рассуждаем «от обратного». Допустим, что евреи находились в положении рабов абсолютных, безусловных - как угодно назовем - в общем, в положении машины для работы. Но тогда само посольство евреев-надзирателей к фараону после лишения соломы становится не понятным. Что может быть хуже наихудшего? - ничего. Ну, а претензии рабских посланцев с этой точки зрения вообще абсурдны. Если евреев и ранее жестоко эксплуатировали, били и убивали - так, получается, и не изменилось ничего. Выводит, что допущение неверное, а выводы верны.
Концовка же истории такова.
«И когда они вышли от фараона, то встретились с Моисеем и Аароном, которые стояли, ожидая их, и сказали им: да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас. И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, [и] для чего послал меня? ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, - Ты не избавил народа Твоего. И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей» (5:20-23, 6:1).
Впрочем, свое обещание Яхве выполнил не сразу. Дальше начались странные игры с фараоном в «ужесточу - накажу», но это уже - другая история.