Автор Тема: Атеистическая этика  (Прочитано 195251 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Re: Атеистическая этика
« Ответ #10 : 07 Апрель, 2013, 05:57:36 am »
Цитировать
Аристотелевская этика - одна из первых безрелигиозных систем, почти не учитывающих религиозные компоненты, такие, как "благочестие", а также оторванную от реальной жизни платоническую идею "блага самого по себе".
А все почему?  Потому что, в отличие от Платона, Аристотель не витал в облаках, а интересовался реальностью.  И религия. естественно, линяет, стоит нам обратиться к реальности.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Re: Атеистическая этика
« Ответ #11 : 07 Апрель, 2013, 08:07:29 am »
Цитировать
Я прочитал ваш первоисточник. Что такое, например, "благо" в понимании Демокрита я так и не понял.
Работы Демокрита не дошли до нашего времени
Есть только пересказы отдельных мест его трудов

Цитировать
Конечно, дедушка Ленин называет его "материалистом", потому, что он учил о неких "атомах" и против богов
Платон тоже учил о атомах
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Rufus

  • Модератор
  • Афтар, пиши исчё!
  • *********
  • Сообщений: 3 810
  • Репутация: +243/-183
Re: Атеистическая этика
« Ответ #12 : 07 Апрель, 2013, 09:33:44 am »
Цитата: "modus"
Я прочитал ваш первоисточник. Что такое, например, "благо" в понимании Демокрита я так и не понял.
Плохо прочитали.
Цитировать
Поэтому высшее благо он называет «хорошим расположением духа»
...такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью.
Высшим благом для человека, по Демокриту, является хорошее расположение духа, мир душевный, невозмутимость, неустрашимость, отсутствие печалей, независимость, свобода. (фрагм 274, 277, 278, )

Если же вам нужно про "благо" вообще, то это - к Платону с его софизмами.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
百花齐放,百家争鸣 . Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ!

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Атеистическая этика
« Ответ #13 : 07 Апрель, 2013, 21:30:50 pm »
modus

Цитировать
С наукой (но не естественной, а гуманитарной) этику роднит то, что она пытается рационально доказывать свои выводы. Она не может обосновывать суждения путём апелляции к неоспоримым фактам, касающимся природы человека или отношений между людьми: таковых фактов можно вообще не найти или только считанное количество. Этика значительную часть своего внимания акцентирует на внутреннем, духовном опыте человека, который не поддаётся проверке по формальным критериям соответствия истине. Но это отнюдь не свидетельствует о её беспомощности. Этика изучает накопленную человечеством тысячелетиями житейскую мудрость и доказывает общезначимость своих выводов, обращаясь к ней. Она показывает, что существуют некоторые абсолютные требования и ценности, разделяемые большинством духовных течений и практик, всерьёз ставивших вопрос о смысле жизни...
... И можно ли в нашем мире, где нравы и ценности меняются столь стремительно, говорить об абсолюте? Вопрос чрезвычайно сложный, но если бы все были уверены, что всё в мире относительно, никто бы не обращался к философии и этике, и они давно бы исчезли. Ещё одна аксиома моральной философии свидетельствует: этика не может в своих построениях не исходить из абсолюта, иначе она потеряет свою специфику, связанную с поиском истины жизни, и превратится просто в описание нравов. (Этика: учебник для бакалавров / А. А. Скворцов; под общ. ред. А. А. Гусейнова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 306 с. С. 13 - 14.)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 204
  • Репутация: +1/-0
Re: Атеистическая этика
« Ответ #14 : 07 Апрель, 2013, 22:31:00 pm »
Цитировать
Категорию счастья как критерий "достоверности" этической теории критиковал Ницше, усматривая в ней принятие причины за следствие.
Этот пункт выходит за чисто этические пределы и доступен для научной проверки.
Не ручаюсь за достоверность точки зрения Ф. Ницше, приводя её для ознакомления.
Цитата: "Ф. Ницше в "Сумерки идолов, или Как философствуют молотом""
Самая общая формула, лежащая в основе всякой религии и морали, гласит: "делай то-то и то-то, не делай того-то и того-то - и ты будешь счастлив! В противном случае..." Каждая мораль, каждая религия есть этот императив - я называю его великим наследственным грехом разума, бессмертным неразумием... Церковь и мораль говорят: "род, народ гибнет от порока и роскоши". Мой восстановленный разум говорит: если народ гибнет, физиологически вырождается, то из этого вытекают порок и роскошь (т.е. потребность всё в более сильных и частых раздражениях, которая знакома всякой истощённой натуре). (Ницше Ф. / По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. - 848 с. С. 778.)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 574
  • Репутация: +8/-80
Re: Атеистическая этика
« Ответ #15 : 08 Апрель, 2013, 17:25:03 pm »
Цитата: "Rufus"
Высшим благом для человека, по Демокриту, является хорошее расположение духа, мир душевный, невозмутимость, неустрашимость, отсутствие печалей, независимость, свобода. (фрагм 274, 277, 278, )

Если же вам нужно про "благо" вообще, то это - к Платону с его софизмами.
Меня не интересует Демокритовская этика как "просто философа",   меня больше интересует  этика как имеющая хоть какое-то отношение к материализму или атеизму.
Его этика не связана с его физикой,  и ей противоречит.
По Демокриту никакой свободы быть вообще не может, потому что в мире царит абсолютная причинность.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 574
  • Репутация: +8/-80
Re: Атеистическая этика
« Ответ #16 : 08 Апрель, 2013, 17:26:21 pm »
Цитата: "Азазель"
Платон тоже учил о атомах
Признаться не слышал такого.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 574
  • Репутация: +8/-80
Re: Атеистическая этика
« Ответ #17 : 08 Апрель, 2013, 17:30:05 pm »
Цитата: "Снег Север"
Цитата: "modus"
Что к материализму Демокрита за тысячилетия добавили материалисты и атеисты  в этическом плане?
Добавили понимание истории как проявления борьбы классов. Это понимание, по масштабу, сравнимо с пониманием первичности материального по отношению к идеальному. Поскольку является ключом ко всей социальной организации человечества во все эпохи. Этика - это классовое понятие, вытекающее из исторически обусловленного состояния социума.
Что такое "классы"? экономически неравные группы? Но такие были всегда, и что это за "открытие"? Если "борьбы классов", то разве всегда когда есть классы такая борьба обязательно будет? В конечном счете люди могут быть смиренными, а работодатели заботливыми. Это, законами природы не запрещено. Какая тут борьба?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
Re: Атеистическая этика
« Ответ #18 : 08 Апрель, 2013, 17:38:56 pm »
Цитата: "modus"
Цитата: "Азазель"
Платон тоже учил о атомах
Признаться не слышал такого.
Так скрывают подлые атеисты-материалисты

Кроме того Платон учил о шарообразной земле, а Демокрит -о плоской
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн modus

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 574
  • Репутация: +8/-80
Re: Атеистическая этика
« Ответ #19 : 08 Апрель, 2013, 17:40:18 pm »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Цитата: "modus"
1. а какое отношение имеет Аристотель к атеистам?
Аристотелевская этика - одна из первых безрелигиозных систем, почти не учитывающих религиозные компоненты, такие, как "благочестие", а также оторванную от реальной жизни платоническую идею "блага самого по себе".
Нельзя ли подробней? Как вы  вообще представляете себе  "безрелигиозную этику"?
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Цитата: "modus"
2. А правильно ли он сделал отказавшись от такого отождествления?
Правильно. Добродетель - не просто понимание того, что хорошо, а что плохо, а приобретённый склад души.
Для начала нужно, чтобы эта душа вообще бы существовала...
Вряд ли такая позиция слишком хорошо совместима с атеизмом...
И потом: разве приобретенному складу души  не соответствует определенный вид познания связанный именно с таким складом души а не с другим?
« Последнее редактирование: 08 Апрель, 2013, 17:43:57 pm от modus »