Сектантскому атеизму, по сути, все равно на что опираться в своих выводах. Философской основой такого атеизма может явиться и теория субъективного идеализма, и вульгарный материализм, и натурализм, и пр. Это упущение приводит к слабости догматического атеизма. Верующие точно замечают, что такой атеизм в большей степени основан на вере, эмоции, и к тому же не является необходимым выводом из базиса научных знаний (хотя надо признать, что атеизм в целом – это философский выбор, а не выбор научного доказательства).
Отличие же научного атеизма от догматического, возможно, состоит в его «вторичности» по отношению к науке, философии. Для научного атеизма большое значение имеет, собственно, научный анализ проблем происхождения религии, веры в бога, генезис религиозной психологии и т.д. Именно поэтому подобный атеизм не может не развиваться, а значит, не отрицать самого себя (свою старую форму). Однако при всей изменчивости атеистической мысли, основные его постулаты остаются неизменными. Другое дело, как мы обосновываем и аргументируем свою точку зрения.
Например, верующие правильно отмечают, что понятие «материя» идеалистично по сути (подобно понятию «бог»). Атеист-сектант начинает кричать, критиковать самих верующих по поводу их умственных способностей и т.д. Сектантство этого атеиста заключается в отрицании развития, отрицании взаимовлияния различных теории, даже идеализма, отрицания историзма самой атеистической теории.
По поводу определения понятия «материя», Энгельс писал: «Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. — млекопитающее как таковое..».
Естественно, что данное определение где-то противоречит догматическому атеизму, который во многом основывается на теории вульгарного материализма, более того, оно приводит нас к мысли к единству и взаимовлиянию идеализма и материализма в вопросах познания.
Сектантские атеисты так же ставят перед собой идеалистические цели – уничтожить церковь, религию и пр. Эта цель приобретает религиозный характер, экстремистский, что, конечно, не может не вызывать беспокойство. Ведь верующие на справедливой критике слабостей догматического атеизма, делают вывод о ложности всей атеистической традиции.
Повторю свою мысль, в философской науке существует течение атеистической мысли, которая, однако, распадается порой на «секты», абсолютизирующие какую-либо одну сторону атеизма и пропагандирующее ее. Для таких сектантов надо подчеркнуть, что критика идеи бога не может быть успешной без исторической критики генезиса религии (политеизма, монотеизма, магии, фетишизма, тотемизма, анимизма и пр.), религиозной психологии (феномена веры и пр.), а так же без изучения идеалистической философии (изложенной в Библии, в учении Платона, Августина, Аквинского, Лютера, Гегеля, пр.). Кроме этого, замечу, что без принятия многих ценностей культуры атеизм не может стать полноценной теорией, годной для большинства населения.