Каббала - конечно же не наука. И даже не философия. Это, скорее, развитая мифология. В науке и философии одно положение логически следует из предыдущего. А в Каббале место логики занимает фантазия. Одна за другой новые сущности вводятся безо всякой необходимости, вопреки товарищу Оккаму.
Каким образом было доказано, что сефирот 10, а не 9 или 11? Никаким.
Откуда взяты их свойства и названия? - из вырванных из контекста цитат из Библии.
Вот пример. Утверждается, что душа Адама перевоплотилась в Моисее и воплотится в будущем в Мессии. Аргумент - слова "Адам", "Моисей", "Мессия" имеют одно и тоже числовое значение. Это философский аргумент?
Источники Каббалы - это Библия, числовые игры с еврейским языком, перестановки букв. Ну и некоторые идеи, стыренные у Платона и его последователей.
Книгу Сефер Иецира написал не Рабби Акиба, она была написана в эпоху гаонов. Книга Зогар написана не Симоном б. Йохаи, а Моисеем де Леоном в XIII веке. (Это признала его жена, как сообщил Исаак из Акко). Это доказал ещё Илия Дельмедиго в XV в. и Яков Эмден в XVIII в.. Эмден (1698-1776, ведущий немецкий раввин и талмудист) утверждал, что Зогар искажает цитаты Писания; неправильно понимает Талмуд, содержит ритуальные обряды, которые были введены более поздними раввинскими авторететами; упоминает крестовые походы против мусульман (которых не существовало во 2-м веке), использует выражение "esnoga" - португальское наименование синагог, и дает мистическое объяснение гласных точек , которые были введены в ивритское письмо гораздо позже талмудического периода.
Каббала не является цельной системой. Например, системы Моисея Кордоверо и Исаака Лурии противоречат друг другу. Первая основана на Зогаре, вторая - собственные фантазии автора. Но оба утверждали, что их книги написаны под диктовку свыше. С Лурией вообще не очень ясно, где его идеи, а где отсебятина Хаима Виталя - передатчика его взглядов. Каббалист Абрахам Абулафия не признаёт систему сефирот - он разрабатывал методы "прямого контакта" с Богом, а идея сефирот утверждает, что это невозможно .
Наконец, далеко не все иудаисты вообще признают Каббалу. Многие её критиковали, например Леон из Модены (1571-1648), йеменские раввины 17-19 вв. и те, кого я упомянул выше, говоря о Зогаре.
Теперь немного о гилгул (переселение душ, метемпсихоз), поскольку эта тема касается не только Каббалы. Как известно, животные появились на земле задолго до человека . Между тем, "теория" утверждает, что животные - это те же люди, за грехи попавшие в тела животных. Чем же провинились эти души первых животных, что миллионы лет перерождались из рыбы в крокодила, динозавра, итд, пока наконец не были допущены до "человечия"? И это миллионы душ! (Кстати, Каббала утверждает, что душа, впервые попавшая в мир, незапятнана, и обычно это праведники). Если вы больше верите не науке, а Библии, то ведь и тут животные сотворены раньше человека, да и потом их было гораздо больше, чем людей. То есть какие-то души сразу после сотворения были помещены в тюрьму. За что? :evil:
Каббала (например, Ари) утверждает, что похотливый переродится в осла, высокомерный еврей - в пчелу, доносчик - в собаку. Я бы спрсил, а в кого превратится высокомерный еврей, если он он еще и похотлив и доносчик? :wink: Но в древности задавали вопрос посущественнее: Если жестокий станет волком или гиеной, похотливый - ослом или козлом,.. почему за грехи душу посылают в такие условия, которые ещё более способствуют этой её греховной склонности? Если какой-нибудь маньяк-убийца после смерти превратится в жестокого зверя, убивающего ежедневно, сомневаюсь, что это ему покажется наказанием.
И что это за наказание, когда наказанный человек не помнит, чего он натворил, и не понимает, за что страдает? Когда мой кошак стащит со стола колбасу, я наказываю его сразу, а не через неделю. Если я его ухвачу за шкирку на следующий день, когда он мне попадется, он не поймет за что это ему, и никакого воспитания не получится. Наказанный должен знать, за что его наказывают, иначе это будет просто издевательство над беспомощным существом. То же самое, если человек родился больным, одиноким и бедным - по справедливости надо бы объяснить, за что это. Индуисты, буддисты и джайны выкрутились, говоря, что карма - это просто закон природы, он безличен, претензий предъявлять не к кому. А вот каббалисты верят в Бога-Личность, милосердного(Хесед) и справедливого, и тут Ему не отвертеться от обвинений в живодёрстве.
Идея зла как клипот, как "левой стороны Бога", не очень стыкуется с концепцией 4 миров. Почему демоны зла такие могущественные? - ведь если их мир ниже, и содержит еще меньше света, чем земной, они д.б. даже беспомощнее людей.
Ну и множество более мелких нестыковок, вызванных тем, что каббалисты стремились включить в неё любую идею, которая им понравилась. И только потом пытались её доказать.