1. Фрэнсис Харри Комптон Крик, британский молекулярный биолог, врач и нейробиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года (1916 - 2004)
Цитаты из его автобиографии «What Mad Pursuit» : Фрэнсис Крик - величайший учёный и убеждённый атеист » Свобода от религиозного фундаментализма
«Одних знаний истинного возраста земли, о чем убедительно свидетельствуют геологические отложения, окаменелости растений и животных, не позволяют интеллигентному уму верить буквально, подобно религиозным фундаменталистам, во все то, что пишется в Библии. И если некоторые сообщения Библии явно ложны, то на основании чего другие библейские сказания должны приниматься за правду?»
«Христианские религиозные верования во время их формирования, возможно, отвечали не только воображению верующих, но и уровню знаний той эпохи. Но, как бы это не было прискорбно, последующие научные открытия не только решительно опровергли христианские верования, но и выставили их в неприглядном свете. Что может быть более глупым, чем обосновывать образ жизни современного человека сплошь ошибочными идеями только на основании того, что они, эти идеи, когда-то считались истинными? И что может быть более важным, чем найти свое истинное место во Вселенной, устраняя одно за другим эти порочные остатки более ранних верований? Но все же ясно, что ряд тайн ещё ждут своего научного объяснения. До тех пор, пока они не объяснены, они могут служить прибежищем для всякого рода религиозных суеверий.
Для меня делом первостепенной важности было стремление идентифицировать еще непонятые области знания в биологии, достичь их подлинного научного понимания. Только таким образом можно было подтвердить или опровергнуть религиозные верования».
«Поразительная гипотеза состоит в том, что ваши радости и печали, ваши воспоминания и амбиции, ваше чувство собственного «Я» и свобода воли – все это фактически не более чем проявление деятельности огромного комплекса нервных клеток и связанных с ними молекул. Как выразила бы это Алиса из сказок Льюиса Кэрролла, вы просто мешок нейронов».
2. Стивен Уильям Хокинг, британский астрофизик и физик-теоретик (1942 - жив)
Цитата из его книги «The Grand Design»
«Поскольку существует такая сила как гравитация, Вселенная могла и создала себя из ничего. Самопроизвольное создание — причина того, почему существует вселенная, почему существуем мы. Нет никакой необходимости в Боге для того, чтобы "зажечь" огонь и заставить Вселенную работать»
3. Ричард Докинз, британский зоолог, биолог-теоретик, биолог-эволюционист, профессор Оксфорда (1941 - жив)
Цитаты из его книги «The god delusion» :
http://lib100.com/book/religion/god_...e%e7%e8%ff.pdf «Я не нападаю на определенный тип бога или богов. Моя мишень — бог, все боги, все сверхъестественное, где бы оно ни было или ни будет изобретено»
«Деистский бог, безусловно, гораздо предпочтительней библейского чудовища. К сожалению, вероятность того, что он существует или существовал в прошлом, не намного больше. В любом ее виде гипотеза бога не является непременным условием мироздания»
«Мы не считаем себя обязанными тратить время на опровержение мириад вымыслов, порожденных богатством фантазии. Когда меня спрашивают о моих атеистических убеждениях, я всегда с удовольствием отвечаю, что собеседник сам является атеистом в отношении Зевса, Аполлона, Амона Ра, Митры, Ваала, Тора, Одина, Золотого тельца и Летающего Макаронного Чудища. Просто я добавил в этот список еще одного бога.»
4. Людвиг Андреас Фейербацх, выдающийся немецкий философ (1804 - 1872)
Цитаты из его книги «The Essence of Christianity»
«Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность Бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии»
«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу Бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека»
5. Зигмунд Фрейд, австрийский врач, психолог и основатель психоанализа (1856 - 1939)
Цитатa из его книги «The future of an illusion»: klex.ru: Будущее одной иллюзии : Фрейд Зигмунд : скачать
«Возвращаясь после этого уточнения к религиозным учениям, мы можем опять же сказать: они все — иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них. Некоторые из них настолько неправдоподобны, настолько противоречат всему нашему в трудах добытому знанию о реальности мира, что мы вправе — с необходимым учетом психологических различий — сравнить их с бредовыми идеями.»
6. Жак Моно, французский биохимик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1965 году (1910 - 1976)
Цитата из его книги «Chance and Necessity: Essay on the Natural Philosophiy of Modern Biology»
«Der Alte Bund ist zerbrochen; der Mensch weiss endlich, dass er in der teilnahmslosen Unermesslichkeit des Universums allein ist, aus dem er zufällig hervortrat. Nicht nur sein Los, auch seine Pflicht steht nirgendwo geschrieben.
Wenn er diese Botschaft in ihrer vollen Bedeutung aufnimmt, dann muss der Mensch endlich aus seinem tausendjährigen Traum erwachen und seine totale Verlassenheit, seine radikale Fremdheit erkennen. Er weiß nun, dass er seinen Platz wie ein Zigeuner am Rande des Universums hat, das für seine Musik taub ist und gleichgültig gegen seine Hoffnungen, Leiden oder Verbrechen. »
Приблизительный перевод: Старая связь разорвана; человек наконец знает, что он в этом необъятном унивесуме, из которого он случайно произошел, одинок.
И если человек это осознает, то он обязан проснуться из его тысячелетнего сна и признать это. И он теперь знает, что его место, как цигана, находится на краю вселенной, которая всегда будет глухой и равнодушной для человеческих надежд, страданий или преступлений.
7. Виталий Лазаревич Гинзбург, российский физик-теоретик, академик РАН, лауреат Нобелебской премии в 2003 году (1916 - 2009)
Цитаты из его очерка «Религия и наука. Разум и вера.» Наука и жизнь № 7, 2000 г.: Научный атеизм. Гинзбург Виталий: Религия и наука. Разум и вера.
«Вот что выше моего понимания, так это религиозная вера в чудеса, исповедание какой-то религии. Разве неясно, что религиозные представления возникли во времена, когда человек чувствовал себя беспомощным перед лицом природных явлений и болезней. Наука находилась в зародыше, а потому и чудеса казались возможными (ведь чудо – это, по определению, то, что не подтверждается научными данными, научным анализом). Сегодня же верить в воскрешение из мертвых, загробную жизнь, рай, ад и т. п. – значит отрицать современную науку.»
«Здесь позволю себе заметить, что я сам не только никогда не был «воинствующим безбожником», но и завидовал и завидую истинно верующим. В тяжелые минуты вера в Бога способна утешить, облегчить страдания, легче воспринимать мысли о смерти. Тем более недопустимы гонения на религию, введение запретов в этой области (не говорю об изуверских сектах). Разум, однако, дан человеку не для того, чтобы поддаваться эмоциям и идти на поводу у предрассудков и обветшалых верований седой древности. Знакомство с богословием лишь укрепило мои атеистические убеждения, то есть интуитивное суждение о том, что существует лишь природа и управляющие ею законы, которые познает разум и руководимая им наука.»
Цитаты из его очерка «О сказках, религии и вере в существование бога» :
http://ufn.ru/tribune/trib210508b.pdf «Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам и экспериментальным данным. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т. д. Все это выдумки, фикция»
«Итак, религии это, в значительной мере, собрание древних сказок плюс ряд, если угодно, правил человеческого поведения. Конечно, я здесь упрощаю, но ведь не пишу целый трактат на религиоведческие и философские темы. Мне лично совершенно непонятно, как такое огромное количество людей может и во взрослом возрасте верить в эти сказки.»
8. Иван Петрович Павлов, русский врач и физиолог, лауреат Нобелевской премии в 1904 году (1849 - 1936)
Цитата из Вестник РАН. 1995, № 11, с. 1016, Воспоминания М. К. Петровой
«Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины – это и есть Бог. В своём стремлении искать причину он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий».
Цитата из Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках. М.; Л. 1957. Т. 3. С. 215/360.
«Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым… Это как бы инстинкт слабой натуры»
«Человек сам должен выбросить мысль о Боге. Будет ли он рационалистом или будет верующим — натура сама выбирает»
9. Жорес Иванович Алферов, русский физик, лауреат Нобелевской премии в 2000 году (1930 - жив)
Цитата из материалов программы «Линия жизни» : Телеканал "Культура".** Алфёров Жорес. Линия жизни
«Думаю, то, что Ньютон верил в Бога, это не связано с тем, что он был великим ученым, это разные вещи. Я атеист и в Бога не верю, но я бы хотел в этом отношении привести слова другого великого физика Нильса Бора, который сказал, что он атеист и в Бога научный работник верить не может, но с возрастом начинаешь думать о том, что что-то есть»
10. Чарльз Дарвин, английский натуралист, основатель эволюционной теории (1809 - 1882)
Цитата из его автобиографии :
http://darwin-online.org.uk/content/...497&pageseq=96 «This conclusion was strong in my mind about the time, as far as I can remember, when I wrote the Origin of Species; and it is since that time that it has very gradually with many fluctuations become weaker. But then arises the doubt—can the mind of man, which has, as I fully believe, been developed from a mind as low as that possessed by the lowest animal, be trusted when it draws such grand conclusions? May not these be the result of the connection between cause and effect which strikes us as a necessary one, but probably depends merely on inherited experience? Nor must we overlook the probability of the constant inculcation in a belief in God on the minds of children producing so strong and perhaps an inherited effect on their brains not yet fully developed, that it would be as difficult for them to throw off their belief in God, as for a monkey to throw off its instinctive fear and hatred of a snake.
I cannot pretend to throw the least light on such abstruse problems. The mystery of the beginning of all things is insoluble by us; and I for one must be content to remain an Agnostic»