Коренастая Зинаида Петровна
сильными руками раздвинула ветви тайги.
Перед ней стоял тигр...
К.ф.-м.н., среди всех других качеств Вам присущих (бесспорно, они превосходны!), более всего ценю я Ваше чувство юмора. Высказывания, типа <ознакомление с рациональными основаниями феномена нравственности советую Вам начать с трудов древнеримских философов-стоиков> - это просто песня! Я слушаю её, как щебетание райских птиц; Ваши мысли - это тихое дуновение ветерка. <В человеке всё должно быть прекрасно> (а особенно в некоторых людях):
Однако, вернёмся к теме
Ваш ответ мне в самом деле понравился. Несмотря на свою краткость, он достаточно глубокий, для того чтобы вот так запросто всё забыть и перечеркнуть. Честно сказать, я не ожидал от Вас намёка на древнеримских философов-стоиков. Удивили Вы меня, ей-богу. Современная гуманистическая этика и нравственность, и в самом деле базируется на стоицизме. Идут разговоры даже о том, что этическое учение Сенеки во многом предвосхищает христианскую мораль. Только теперь мне стала понятна Ваша <пауза>, когда я говорил о религиях, и, покрытый мраком неизвестности, комментарий на эту тему. В нём всё было так же просто, как и загадочно: <пурга!>. То ли это диагноз, то ли погода: Теперь я всё понял.
Вот, кстати, на примере Сенеки мы и рассмотрим "рациональный феномен нравственности". Конечно же, стоики не предвосхищают христианской морали. Заповеди (10 шт.) были получены Моисеем за добрых 15 веков до Сенеки. Ни о каком бытие переопределившем сознание каких-то пастухов до высот <монотеизма> говорить явно не приходится. У народов, находящимися в то время в контакте с иудеями, и близко ничего подобного не было и быть не могло. В то время, цари были у всех (или почти у всех) соседствующих народов, была достаточно высокоразвитая цивилизация, и добрая куча богов всех сортов. Но к иудеям это не относилось, и первый царь у них появился лишь несколько веков спустя после прибытия в Палестину, предварительно просидев в <плену египетском> век-полтора, после чего их ждала 40-летняя <прогулка> по пустыне. Тогда возникает вопрос: откуда у кочевого народа, катающегося туда-сюда, могли появиться 10 бессмертных заповедей, ставших своего рода <стержнем жизни> на протяжении вот уже 35-36 веков?! Не говорю уже о набившем оскомину <монотеизме> - единый Бог и единая Истина! Неужели сам факт не смущает?
Привожу для сравнения 10 Божьих Заповедей и цитаты Сенеки из работы <Нравственные письма к Луцилию>.
Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой-суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
15 веков спустя:
Всё у нас чужое, одно лишь время - наше. <Смертные глупы>, - говорит Сенека, - <получив что-нибудь ничтожное, дешёвое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счёт; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность>. Для повышения собственной безопасности, по мнению Сенеки, нужно избегать вызывать к себе в других людях такие чувства, как: надежда, зависть, ненависть, страх и презренье. Больному нужен врач, но можно <приближаться, но не сближаться тесно, чтобы лекарство не обошлось дороже болезни> (духовная болезнь имеется ввиду). <Жадность не бывает без кары, хотя она и сама по себе есть немалая кара. Во сколько она обходится слёз, во сколько трудов! Сколько горести доставляет ей желаемое, сколько горести - приобретённое! Прибавь ещё ежедневные тревоги, чья мучительность соразмерна богатству. Владеть деньгами - бoльшая пытка, чем добывать их>. <Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше>. Или цитирует Эпикура: <Кому не кажется верхом изобилия то, что у него есть, останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира. Если в жизни ты сообразуешься с природой (ещё одно моё любимое слово!), то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат>. <Кто живёт ни для кого, тот не живёт и для себя>. <Как отличить излишнее от необходимого и естественные желания от ложных?> Сенека даёт такой ответ: <Естественные желания имеют предел; ложные не имеют границ. Идя по дороге, придёшь к цели, блуждание же бесконечно. Если ты захочешь узнать, естественно ли твоё желание или слепо, взгляни, может ли оно где-нибудь остановиться. Если, зайдя далеко, ты заметишь, что идти до цели осталось ещё больше, знай, что твоё желание рождено не природой>. Сенека - классный философ, его мысли отличаются потрясающей глубиной, но: Есть одно <но>! К.ф.-м. н. уже наверняка догадался! Конечно, это - самоубийство, наплевательское отношение к жизни вообще.
В отличие от многих других философов Сенека не осуждал людей, уходящих из жизни добровольно. Наоборот, он почитал самоубийство как путь к свободе: <ты встретишь даже мудрецов по ремеслу, утверждающих, будто нельзя творить насилие над собственной жизнью, и считающих самоубийство нечестьем: должно, мол, ожидать конца, назначенного природой. Кто так говорит, тот не видит, что сам себе преграждает путь к свободе. Лучшее из устроенного вечным законом - то, что он дал нам один путь в жизнь, но множество - прочь из жизни: Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится - можешь вернуться туда, откуда пришёл. В одном мы не вправе жаловаться на жизнь: она никого не держит>. Вот Вам и мораль! И я уже слышу вопрос: <Но Ницше-то здесь причём?!>. А вот, полюбуйтесь, до чего Сенека дописывается: <Человек может стать равным Богу, но для этого ему нужно иметь душу непреклонную, высокую и благородную>. И сравните:
http://www.russ.ru/politics/20020816-cant.html (я давал эту ссылку в прошлый раз). Вот это я и называю движением мысли в заданном направлении.
На мой взгляд, любую мысль всегда следует рассматривать как бы в перспективе. Только такой способ может дать возможность избегать ошибок. В начале они кажутся малозаметными. Но в конце могут привести к трагедии, нельзя этого забывать!
P.S. Продолжение эпиграфа: Ну, вот путь тигр теперь сам и выкручивается! :lol: