Авторские форумы, блоги, сайты > Блог Rufus

Религиозность в старой России.

(1/5) > >>

Rufus:
Многие авторы сообщают о поверхностной религиозности русского народа в дореволюционной России, употребляя термин "обрядоверие".

--- Цитировать ---Обрядове́рие — форма религиозного сознания, при котором внешняя, обрядовая сторона богослужения самоценна, она ставится выше (или полностью заменяет) внутренние личные взаимоотношения человека с Богом. Обрядовер считает, что главное значение для его спасения имеет неукоснительное исполнение обрядовых действий, но при этом знание и переживание их духовного смысла не представляется для него значимым.  Википедия
--- Конец цитаты ---
Вот примеры:

--- Цитировать ---А.С. Афанасьев-Чужбинский. Собр. соч., т.8, Спб., 1893. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра.
На допросе один убийца сознался, что зарезал 19 душ, но когда спросили его - соблюдает ли он посты, он обиделся и сказал: "Помилуйте! да разве же я не христианин?"

Бондаренко В. Очерки Кирсановского уезда, Тамбовской губ.  - Этнографическое обозрение, 1890, №№ 6-7
Были случаи, когда в постный день совершались большие преступления, но в то же время "оскоромиться" страшились. Один мужик, убивший в дороге прохожего с целью грабежа, несмотря на голод, не решился съесть находившихся в котомке у убитого лепешек, и когда его спросили о причине, он ответил: "Да ведь лепешки-то были скоромныя, аль я нехристь – буду есть их в пятницу?"
--- Конец цитаты ---




--- Цитировать ---Н. Астырев. На таёжных прогалинах. Очерки из жизни населения Восточной Сибири. М., 1891.
...не потому, что они держатся господствующей веры сознательно, считая её выше всех прочих;  а потому, что не даёт себе труда серьёзно думать о вопросах веры и не придает важного значения всем этим вопросам идейного и мистического характера. Нередко можно встретить хороших, степенных домохозяев, которые по 10-20 лет подряд ни разу не были в церкви, хотя бы она помещалась в том же селе: это не сектанты и не атеисты, это просто индифферентисты, которым церковь не нужна и которые, тем не менее в Бога веруют (по-своему, конечно) и даже призывают Его имя в важных случаях.
Бывает, что в случае какого-либо несчастья - болезни или пропажи и тп - призывается сначала служить молебны священник, а затем, когда беда не проходит, является на сцену шаман.
Беседа с жителями одной группы селений, в 70-80 верстах от жилья священника: "К нам батюшка в год 2 раза наезжает. Как приедет, так сразу всех ребят и окрестит, которые народились: иные к тому времени уже сидеть умеют... И покойников сразу же отпоёт, которые похоронены без него. А к венцу идут - у иной молодой уже ребеночек на руках играет... Ничего не поделаешь - далеко живем!"
Такое холодное отношение и в деле ежегодной исповеди, т.е. говения: здесь исполняют эту обязанность чрезвычайно неохотно, даже в таких селениях, которые имеют свою собственную церковь и свой причт. Священники жалуются властям и прилагают земскому собранию списки нерадивых. 
По общим отзывам лиц, знающих быт крестьян, да и по собственным моим наблюдениям оказывается, что посты здесь соблюдаются очень небрежно: среды и пятницы помнят почти одни старухи; самые благочестивые крестьяне начинают поститься Филипповками не с 15 ноября, а не ранее, как с Николы, т.е. с 6 декабря; Петровки совсем не в почете; в Успенский пост едят молоко. Вообще, оскоромиться, особенно в дороге, не считается грехом.
Церкви посещаются редко, в самые лишь большие праздники; всенощное служение в субботние дни и обедни в воскресные совершаются при полном почти отсутствии богомольцев, особенно в таких храмах, которые выстроены не в больших селениях.
С самим учением христианским сибиряк весьма мало знаком; молитв он почти не знает; злых духов почитает и умилостивляет их, наравне с бурятами, щепотками табаку или лоскутками материй, которые бросает и вешает на дерево при проезде мимо "шаманского места";
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---С.С. Хоружий. Колючий клад: византийское наследие в его обоюдоострой актуальности. http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2013/01/hor_bisant_heritage.pdf
...Что же до обрядоверия и сакрализации быта, то они сложили колоритную стихию народной жизни, которая умиляла бытописателей, а для многих ученых служила доказательством глубочайшей православности русского народа. Но эта стихия провалилась на историческом экзамене. За считанные годы — моментально, по историческим меркам! — Русь Православная стала СССРом, где православные были малозаметными гонимыми маргиналами, а миллионы прежних обрядоверцев обрели советское сознание, нередко и присоединяясь к гонителям. Свойства обрядоверческого сознания это неплохо позволяют.
--- Конец цитаты ---

mrAVA:

--- Цитата: Rufus от 22 Июль, 2016, 14:59:12 pm ---Многие авторы сообщают о поверхностной религиозности русского народа в дореволюционной России, употребляя термин "обрядоверие".

--- Конец цитаты ---
Ещё народ РИ обвиняли в двоеверии, когда челы и свечку ставили богу, и молочка домовому.

Rufus:
Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. т.1. Костромская и Тверская губернии.  Спб., 2004

--- Цитировать ---Тверская губ. Зубцовский у.
Крестьяне, и особенно мужчины, редко ходят в церковь. Многие из них не бывают больше одного раза в год (для причастия или в Пасху), а некоторые не бывают ни одного раза. Причин этого много: и дальность расстояния от церкви, и горячее время полевых работ, часто - неудобство путей сообщения, но главная причина - индифферентизм в деле веры, развившийся под непрестанным воздействием раскольников всевозможных толков и поведения духовенства. Женщины, особенно девушки, посещают церковь чаще мужчин. Но и здесь можно заметить скорее не религиозные побуждения. Идя в церковь, народ приодевается в лучшие одежды...
Жертвуют крестьяне в церковь очень мало и редко...
Кроме молитвы в церкви очень немногие молятся дома. Причина этого заключается в том, что почти никто не знает никаких молитв за исключением... Тем не менее почитание святых икон очень развито.
Отношения между крестьянами и духовенством самые скверные. Народ совершенно не уважает своих духовных наставников, да, правду говоря, и уважать не за что. Для подтверждения сказанного достаточно указать на то, что один священник в прошлом году епархиальным начальством лишен был места и низведен в псаломщики; назначенный же на его место по части поклонения Бахусу пошел, кажется, дальше предшественника, и дело уже дошло до того, что некоторые крестьяне думают , не принимать ли его в следующий праздник. Диакон? Не говоря уже о том, что он сильно пьет, на нем еще тяготеет подозрение в убийстве псаломщика, на место которого он поступил. Естественно, что о каких-нибудь хороших отношениях и уважении не м.б. и речи, тем более, что раскольники постоянно говорят православным об этом.
Но оскорбления священнослужителей случаются осень редко и по большей части людьми пьяными, не помнящими, что они делают. Народ, при всем своем скептицизме по отношению к духовенству, сильно осуждает это.
Говеют и причащаются крестьяне не ежегодно; некоторые не причащаются ни разу за 3-5 лет и более.
--- Конец цитаты ---

Rufus:
А вот эпизод из монастырских обыкновений:

--- Цитировать ---А.С. Афанасьев-Чужбинский. Собр. соч., т.8, Спб., 1893. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра.
В монашеском же смысле глагол "трудиться" имеет совершенно другое значение, и первый раз я с ним познакомился на берегах Дона. Есть в Воронежской губ., городишко Коротояк, известный обильным ловом стерлядей. В 7 верстах от него, в живописных горах, стоит небольшой Дивногорский монастырь.  Во всем том краю нельзя найти подобного красивого местоположения. Игумен посоветовал нам выйти за сад и полюбоваться каменными скалами (в краю это большая редкость), для чего поручил одному монаху быть нашим путеводителем. Я заметил на одном утесе неправильные углубления, сделанные каким-нибудь острым орудием, и меня заняла мысль о цели этой непонятной и неоконченной работы. Я обратился к монаху с вопросом.
- Это уже давно, лет 20 назад, трудилась братия, ответил он.
- Для какой же надобности?
- Из усердия, ответил монах, смотря на меня с недоумением.
- Хотели вырубить пещеру вероятно?
- Нет, просто трудились. Мы тоже трудимся. Разве вы не знаете?
- Извините, даже не понимаю.
- Возьмешь топор и дуешь в стену - и этак трудишься часа 2-3, пока изопреешь, так что волосы сделаются мокры.
- Но с какой же целью?
- Из усердия.
И это было не больше 15 лет тому назад, да и теперь еще встречается в разных местностях империи. Изнурение тела, конечно очень важно человеку, который желает отрешиться от всего земного и не имеет настолько силы воли, чтобы заглушить в себе все человеческие стремления; но в таком случае все-таки можно делать что-нибудь полезное хоть ближним, хоть копать огороды, рубить дрова итп. Но копать безо всякой цели в скале "из усердия" - то же,  что и толочь воду. Последнее, впрочем, было одним из наказаний в монастырском уголовном кодексе; не знаю, теперь употребляется ли эта форма.
--- Конец цитаты ---

Ми-6:
А.С.Новиков-Прибой "Цусима":

--- Цитировать ---(Книга первая — СПУСКАЕМСЯ К ЮЖНЫМ ШИРОТАМ)

Каждый праздник   служили  на корабле обедню. Для этого
все сходились в  жилой палубе,  где устраивалась походная
церковь с  иконостасом, с  алтарем, с  подсвечниками. И на
этот раз с утра, после подъема флага, вахтенный начальник
распорядился:
- Команде на богослужение! Засвистали  дудки капралов, и
по всем   палубам, повторяя  на разные лады распоряжение
вахтенного  начальника,  понеслись   повелительные  слова
фельдфебелей  и  дежурных.  Для  матросов  самым нудным
делом было - это стоять в церкви. Они начали шарахаться в
разные   стороны,   прятаться  по  закоулкам  и  отделениям,
словно в  щели тараканы, когда  их  внезапно осветят огнем.
А унтеры гнали их с криком и шумом, с зуботычинами и
самой отъявленной  бранью
- в Христа, в богородицу, в  алтарь,  в  крест  воздвиженский.
 Офицеры  это слышали и  ничего  не  возражали.  Получалось
что-то  бессмысленное,  такое издевательство над религией,
хуже которого не придумает ни один безбожник.   
Наконец, половину команды кое-как согнали в  церковь.
Начальство  стояло впереди, возглавляемое командиром и
старшим офицером. Началась обедня.

В церкви было жарко. Я слушал обедню и думал: кому и для
чего нужна эта комедия? Офицеры,  как образованные люди,
не верили во всю эту чепуху. Мне известно было,  что  они
сами в кают-компании издевались над священником. А теперь
они  стояли  чинно перед алтарем и крестились только для
того, чтобы показать пример команде.    Не могли и мы верить
в то, что будто бы через  этого  грязного,  вшивого, протухшего
и глупого человека, наряженного в блестящую ризу, сходит  на
нас божья благодать. Нас загнали  в  церковь  насильно,  с
битьем,  с  матерной руганью, как загоняют  в  хлев  непослушный
скот.  А  если  уж  нужно  было заморочить голову команде и
поддержать  среди  нее  дух  религиозности,  то неужели высшая
власть не могла придумать что-нибудь поумнее?
   Обедня кончилась. Матросы гурьбой поднимались на верхнюю
палубу.  Церковь быстро опустела. Вечером те же матросы,
собравшись на баке, будут с удовольствием  слушать самые
грязные анекдоты о попах, попадьях и поповых дочках.

(Книга первая — МЫСЛИ НА ПАСХУ)

«С кормы показался старший боцман кондуктор Саем, старый,
ретивый службист. Очевидно, он слышал последнюю часть
разговора. Закричал:
 — Ах, нехристи бессмысленные! Там служба идет, а они, скоты,
тут зубоскалят! Марш в церковь, так вашу... Он хлестко выругался,
осыпав скверными словами все святое.  Рядовые матросы
исчезли, а унтеры остались на срезе, не обращая внимания
на брань боцмана.»
--- Конец цитаты ---
Склеено 29 Июль, 2016, 05:57:42 amВот ещё:

--- Цитировать ---(Книга вторая - ЧТО ВИДЕЛ СИГНАЛЬЩИК С «НАВАРИНА»)

«Раздался второй минный взрыв с правого борта, на середине
корабля. Через пробоину могучим напором хлынула внутрь судна
вода, мешая свой рев с криками людей, и забурлила по палубам,
попадая в кочегарку, пороховые погреба и другие отделения.
Электрическое освещение выключилось. В непроглядном мраке
метались матросы и офицеры, сталкивались друг с другом и
разбивали головы. Многие, блуждая между переборками, не знали,
где найти выход. Некоторые проваливались в люки и ломали себе
кости. Нельзя было сделать и нескольких шагов, чтобы не попасть
в какую-нибудь западню. Вопли отчаяния, подавляя разум, неслись
из нижних и верхних помещений и со всех сторон. Казалось, кричал
от боли сам корабль.
Седов, чувствуя сухость и горечь в горле, несколько раз падал,
прежде чем добрался до выхода. Первый трап он пробежал быстро,
а на втором столпилось столько людей, что невозможно было
протискаться вперед. Каждый, напрягая последние силы старался
выбежать на верхнюю палубу скорее других.  Толкаемые инстинктом
самосохранения, все лезли друг на друга, давя и сбивая под ноги
слабых, и бились, словно рыба в мотне невода, притоненного к берегу.
— О дьяволы, выходите! - кричали задние на передних, нажимая на
них до боли в ребрах, били их по головам кулакам.
— Дайте дорогу! Меня пропустите! Я — офицер! — бешено приказывал
кто-то, задыхаясь от навалившихся на него тел, но его никто не слушал.

Седов не мог пробиться к выходу. Казалось, что ему уже не спастись.
Неожиданно дерзкая мысль мелькнула в его сознании. Он отступил
шага два назад, сделал большой прыжок и, вскочив на плечи товарищей,
начал быстро подниматься наверх, хватаясь за их головы. На верхних
ступенях трапа его задержали чьи-то руки. Посыпались удары по лицу и
бокам, кто-то больно впился зубами в ногу. Собрав последние силы, он
рванулся вперед с таким порывом, что заставил передние ряды
раздвинуться и сразу оказался на свободе.
 Седов, обвязав вокруг себя пробочный матрац, стоял на мостике рядом
с рулевым Михайловым, готовый в любой момент броситься в море.
Знобящая дрожь пробегала по спине от выкриков, доносившихся с
верхней палубы, куда изо всех люков поднимались люди и устремлялись
в поиски спасательных средств. Раздирали койки, весла, доски,
деревянные крышки от ящиков, анкерки. Опоздавшие вырывали эти
предметы у других. На баке за спасательный круг ухватились сразу
несколько человек, и каждый втянул его к себе.
— Я первый захватил его! — кричал один.
— Врешь, подлец, я первый! — хрипел другой.
Началась драка. Несколько тел, вцепившись друг в друга, рухнули на
палубу и покатились к правому борту. То же происходило и в других
местах судна.»
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии