Святые трансвеститы:
Свв. Илария, Евфросиния, Евгения, Аполлинария, Антонина, Феодора, Пелагия, Матрона, Глафира, Евфимиана, Анастасия, Сусанна, Анна, Марира носили мужскую одежду, жили в мужских монастырях, где их все принимали за мужчин–евнухов. Матрона, когда ее переодевание было разоблачено, говорит: "Целуя братьев, я смотрела на них как на ангелов Божиих… Не к человеческим устам я прикладывалась...".
Некая праведница Онисима, уйдя из монастыря, где она притворялась безумной, стала настоятельницей общины из четырехсот отшельников–мужчин, живших в пустыне, так называемых «восков» («пасущихся»). В нарушение всех канонов она носила мужскую одежду.
Это было официально запрещено 13–м каноном Гангрского собора (340–е гг.). Отличие Онисимы от всех остальных агиографических травести про нее пустынники знали, что «настоятель по природе не мужчина, а женщина».
Заметим, кстати, что травестия бывает не только женская, но и мужская: в одной из «душеполезных историй» рассказывается о том, как монаха обвинили в любовной связи с какой-то женщиной из соседней деревни. Однако потом его застали в женской одежде, и он признался, что «женщиной» был он сам. Независимо от реальных причин подобных казусов, чрезвычайно показателен тот факт, что общество готово было видеть в этом подвиг благочестия.
(из кн. Иванов С. А. Блаженные похабы.)