Автор Тема: Русская религиозность и духовность: ИСТОКИ  (Прочитано 1132 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kakurindom

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 154
  • Репутация: +0/-0
В 988 году киевский князь Владимир Святославович ввёл христианство на Руси. Это было крупнейшим политическим событием того времени, ибо церковь не только всегда поддерживала правящий класс, но являлась сильнейшим идеологическим оружием в руках правителя. На Русь вера пришла как чужеземная, израильтянская в греческом исполнении. "Израильтянам принадлежат заветы [Ветхий и Новый], усыновление [Богом Иисуса] и слава, и законоположения, и богослужения ... , от них и Христос по плоти. от них сущий над всеми Бог ..." (Рим. 9:4-5). Дело продвижения на Русь христианства было в руках греческих священников, которые совсем не чувствовали где "русский дух", где "Русью пахнет".
    С таким отцовским наследием не мог мириться великий князь Ярослав Владимирович (978-1054). Понимая особую роль церкви, он образовал Киевскую митрополию., создал школу для подготовки низшего духовенства из русских людей. В 1037 году им был заложен Софийский Собор, которому предстоял стать центром церковно-политической и общественной жизни Киевской Руси. Собор украшен мозаикой и фресками. В центре мозаики изображена оранта, т.е. Богоматерь с поднятыми для молитвы руками до уровня лица и повёрнутыми от себя ладонями. (Этот языческий жест сохранился как элемент молитвы мусульман). Под Богоматерью изображены святые апостолы. На западной стороне собора мы видим портреты членов семьи Ярослава Владимировича, а в лестничных башнях - сцены княжеской охоты. радостные картинки народных гуляний с выступлением музыкантов и скоморохов.
     София - греческая богиня мудрости времён язычества. Позднее с её помощью в христианстве прославляли божественную мудрость, премудрость Божью. К человеку же мудрость приходит, как гласит Новый Завет, в качестве первейшего Дара Святого Духа, как дара высокой духовности.
     В народе Ярослав остался под именем Мудрый. В его эпоху были основаны на Руси первые монастыри. Среди русских священников особой любовью у великого князя пользовался Иларион. В 1051 году собором русских епископов он был поставлен митрополитом. Так впервые природно русский человек стал возглавлять  русскую церковь без посвящения от Константинопольского патриархата. Будучи ещё просвитером, Иларион стал автором одного из первых на Руси литературных памятников (письменных источников) в виде летописей, различных поучений,  наставлений и "слов" - "Слова о законе и благодати". В его сочинениях подчёркивалось прогрессивное значение принятие Русью православия, звучала идея равенства всех народов, высоко оценивалась роль князей, прославивших русскую землю в других странах. С чувством национальной гордости Иларион вспоминает о языческих князьях "старом Игоре" и "славном Святославе", княжившими не в худшие времена, а в "Русской земле", которая "ведома и слашима есть всеми концы земля".
    Иларион гордился всей историей своей страны, в том числе и её языческим прошлым, полагая, что и туда простираются корни настоящего. Православие впитывало в себя соки язычества, соки радости. Греческая вера казалась на Руси скучной. Соединить её с народом выпала честь на долю языческих праздников. Элементы их обрядности составляли странную смесь языческих обычаев с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
     С участием Илариона князь разработал "Церковный устав". В нём закреплены хозяйственно-экономические права и привилегии церкви, её отношение к светской власти. Ярослав Мудрый стал фактическим основателем Русской Православной Церкви.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »