Дался вам этот шаббат. Шаббат начинается в пятницу вечером с появлением первой звезды на небе. Если небо заволокло тучами, то официальные СМИ, как правило, сообщают о точном времени появлении первой звезды. Например: "начало шаббата 17 декабря 2014 года в 19 часов 23 минуты".
Шабес-гой Петя
В шабат, как известно, работать нельзя. Верующие евреи, как никто другой, чтят субботу. Пятничным вечером с появлением первой звезды на небе они садятся за стол, зажигают субботние свечи, молятся, пьют субботнее вино и едят субботний хлеб. А работать – ни-ни!
Но жизнь есть жизнь и в шаббат случаются мелкие неприятности по дому: то кран потечёт, то унитаз прохудится, то пробки перегорят. Конечно, это не катастрофа. В конце концов, полы в израильских квартирах сделаны из плитки с обязательным наклоном в сторону лоджии, чтобы во время влажной уборки сгонять воду в специальное сливное отверстие. Так что залить водой соседей снизу не получится при всём желании. Можно конечно досидеть до конца субботы с неисправным унитазом, на крайний случай можно к соседу в туалет сходить. Да и без света и телевизора можно потерпеть. Можно-то можно, да вот как-то раздражает слух вода, льющаяся из крана, да и если, скажем, диарея, то к соседям не набегаешься. И телевизор хочется посмотреть. Как быть?
А надо сказать, что на этот случай иудеям разрешено воспользоваться услугами, так называемого шабес-гоя, то есть в дословном переводе «субботнего нееврея». А где его взять этого субботнего нееврея, да ещё в Бней-Браке, районе Тель-Авива, населённого исключительно ортодоксальными иудеями? Был бы, как говорится, спрос, а предложение себя ждать не заставит.
Русский человек по имени Петя приехал в Израиль вместе с женой еврейкой. Пете на момент приезда было более шестидесяти лет, и всю свою сознательную жизнь Петя проработал в одном из ленинградских ЖЭКов сантехником. Кроме сантехники, Петя, как и всякий уважающий себя советский человек мужского пола, разбирался и в электричестве, и в разных мелких слесарных работах. Улавливаете мысль? Вот и Петя, уловив острую нехватку шабес-гоев в Бней-Браке, вышел как-то в шабат и пошёл по Бней-Браку с воплями «А вот шабес-гой! Кому шабес-гой? Услуги шабес-гоя!»
Кто-то взял да и попросил Петю заменить перегоревшие пробки, сунув ему за работу пять шекелей. И пошло-поехало. Через две недели Петя уже не ходил по Бней-Браку, а потягивал в скверике пивко и, качаясь на детских качелях, ждал, когда к нему прибегут от очередной жертвы мелкого коммунального катаклизма с просьбой снизойти до устранения неисправности. Петя тут же бросал пиво и пулей, как какой-нибудь Бэтмэн летел на помощь. Между прочим, за четыре шаббата в месяц Петя зарабатывал не хуже чем иные за четыре недели. А на шутливое предложение сменить название своей профессии на «Шабатмэн» неизменно отвечал отказом.