Авторские блоги > Булат Владимир Владимирович
Был ли СССР Россией?
Владимир Владимирович:
А действительно, был ли СССР Россией? Не в юридическом смысле правоприемничества (ведь советская власть Ленина принципиально не хотела быть правопреемником Российской империи, в отличие от Временного правительства. а совр. Российская Федерация столь же принципиально объявила себя правопреемником СССР), а в сущностном - в смысле устройства, этнического характера и т.д?
На Западе в течении десятилетий было принято в просторечие именовать весь СССР Россией, а советских людей - русскими (и не только по причине, озвученной Г.Федотовым - СССР принципиально ненациональное название, он может располагаться где угодно - хоть в Латинской Америке). Был ли это неосознанный протест против претензий первого поколения руководителей СССР на мировую революцию или просто удобства ради, но для иностранцев понятия "Россия" и "СССР" были тождественны (в разгар телемостов второй половины 80-х одна ведущая даже пошутила: они считали нас русскими и вкладывали в это негативный смысл, а мы оказались советскими). СССР исторически не вышел за пределы быв. Российской империи (было бы интересно, если бы вышел - в этом случае любое расширение: за счет Китая, или за счет Центральной Европы - неизбежно меняет характер СССР; в 1940 году 195 млн. населения СССР противостоят 380 миллионам европейцам, а в 1950 180 миллионов советских людей не могут сравниться с 540 млн. населения КНР; т.о. любое расширение однозначно уводит центр тяжести большого СССР с российских пространств в Европу или в Китай. В случае (по Суворову-Резуну) решительного разгрома Красной Армией нацистской Германии уже в 1941 году, через пару десятилетий Советским Союзом правили бы немецкие коммунисты, а в романе Л.Леонова "Дорога на Океан" столицей единого Союза является Шанхай. Действительно, в 20-х годах большевики менее всего думали о "национальном достоинстве великоросов", и эта эстетика, в форме революционного романтизма, благополучно дожила до конца СССР: в Прибалтике и Молдавии массовые коммунистические движения именовали себя не национал-патриотическими, а интернациональными фронтами. Спор о том, являлись ли большевики западниками, или же это была национальная реакция на Петровскую Россию, не есть конструктивный спор, прежде всего потому, что спорщики (от Устрялова до Емельянова) видят в СССР только то, что им самим хотелось бы видеть, а нас интересует такая прозаическая вещь, как реальность. В реальности же между советским патриотизмом и советским интернационализмом всегда поддерживался разумный баланс, к тому же использование и того, и другого носило сугубо ситуационный характер. Если бы (по каким-либо причинам) не было бы Великой Отечественной войны, вместо "братьев и сестер" по прежнему были бы "товарищи", а последние попы к концу 40-х сгнили бы в лагерях. Другое дело - чисто материальный вопрос о русских, как государствообразующей народности СССР. Русский язык, как был, так и остался официальным (хотя в ряде республик - в Грузии до конца 1970-х, а в Прибалтике и до распада СССР, доминировали местные языки, а на рублях была пятнадцатиязыковая легенда : бир сум, бир сом, бир манат...
Однако посмотрим на Российскую империю - как там складывались национальные пропорции?
Первая более-менее достоверная информация об этническом составе населения России относится к 1678 году: в числе общего населения в соответствующих границах - 11500 тысяч человек - Брук и Карбузан (С.И.Брук, В.М.Кабузан. Динамика численности и расселения русского этноса (1678—1917 гг.) насчитали 8120 тысяч русских - т.е. 70,6%. Украинцев это время проживало в границах Российского государства до 2000 тысяч человек (17,4%). Если исключить автономную Украину, то примерно в совр. границах Российской Федерации в 1678 году проживало 8 млн. русских из 9,4 млн. общего населения (85%, что практически соответствует совр. пропорциям). Уже присоединение Левобережной Украины заметно снизило пропорцию русских, а дальнейшие присоединения только усиливали этот процесс (не смотря на немаленькие темпы роста численности русских). В 1719 году (фактически вместе с землями, которые через 2 года Россия получит официально - по миру со Швецией) общее население - 15738 тысяч (в т.ч. русских - 11128 тысяч; 70,7%), в 1795 (присоединение части Казахстана, Северного Причерноморья и земель после разделов Польши) - из 36000 тысяч общего населения в предпоследний год жизни Екатерины Второй русских 20118 тысяч (55,9%), а по переписи 1897 года (включая Финляндию) русских всего 55667 тысяч из 128924 тысяч (43,2%). Мало того, что вся история Российской империи - это неуклонное уменьшение доли русского населения в общем, но уже к концу XIX века Россия не была преимущественно русской страной. Успешные войны с Турцией, Ираном и Швецией, раздел Польши и соперничество с Великобританией в Средней Азии превратили военные победы в национальные проблемы. Даже ряд славянофилов считали, что присоединение к России Царства Польского совершенно излишне и даже вредно, а "честь" угнетения поляков лучше оставить Пруссии и Австрии. С другой стороны демонстративный космополитизм имперской модели как будто бы нивелировал все национальные проблемы, тем более что границы русского и нерусского населения в Российской империи были заметно размыты: иногда в состав русских включались украинцы и белорусы (и тогда доля "общерусских" в населении возрастала до 65,1%), немцы по условиям переписи (где, напомню, учитывалась не категория "национальность", а категория "родной язык"), тем не менее указывали именно свою национальность, что ничуть не мешало им быть в значительной степени русскоязычными. Можно кивнуть и на зарубежные примеры: в эпоху расцвета Османской империи из 25 млн. ее населения собственно этнические турки едва ли составляли 5 млн, а немцы составляли в 1851 году всего 21,6% населения Австрийской империи. Но именно XIX век стал эпохой упадка и вялотекущего этнического кризиса Австрии (сыграл роль феномен долголетия императора Франца-Иосифа, в случае его более ранней смерти Австрия могла развалиться задолго до 1918 года), а Османская империя неуклонно шла к своему краху. В XIX-XX веках, когда национализм больших и малых народностей стал повесткой дня внешней и внутренней политики, Россию не могла не постичь судьба этих двух империй. Российская же империя отреагировала на эти риски русификацией (очень условной при Николае I и Александре II, и развернувшейся в полную силу в эпоху Александра III и Николая II). Лучшей бомбы под фундамент империи изобрести было невозможно. Здесь стремящиеся к однородности проправительственные славянофилы оказались оголтелыми западниками, поскольку это был господствующий тренд в развитии национальных государств Запада в описываемое время. Результат не заставил себя ждать. Если в начале эпохи Николая I заметные национальные движения фиксировались лишь в среде поляков и отчасти грузин, то к 1900 году неонароднические кружки интеллигентов превратились в массовые национальные движения в среде финнов, эстонцев, литовцев, латышей, армян, появились национальные партии в украинской и белорусской среде. Еврейское сообщество в целом было настроено крайне антиправительственно. Специфика расширения Российской империи состояла в том, что если для северо-восточных окраин русские действительно являлись культуртрегерами, то на западе и юге Петербург приобрел куда более окультуренных подданных. Например, плотность населения девяти украинских губерний составляла в 1897 году составляла 45 человек на квадратный километр, а общая плотность населения 31 русской губернии Европейской части страны - всего 14. В конце XIX века младенческая смертность в украинской среде достигала 230 на 1000, а в русской - 353 (Козлов В.И. Национальности СССР. М.,1975).
Таким образом, в ХХ век Российская империя вступила со всем возможным грузом нерешенных и принципиально нерешаемых национальных проблем. Уже революция 1905 года показала современникам всю зыбкость имперской системы - то, что Россия неминуемо распадется на национальные образования, было понятно уже тогда. В 1906-1916 тенденции продолжаются: власть пытается усилить контроль над национальным движением, национальная интеллигенция получает рупор в виде Думы и отчасти свободной прессы, все или почти все национальные движения на окраинах приобретают революционно-социалистическую направленность. В период 1897-1917 в общем населении заметно увеличивается доля украинцев, поляков и евреев. Колонизация русскими окраин идет с переменным успехом. В основном успехи относятся к Сибири (где доля русских выросла в 1678-1917 выросла с 51,8 до 77,6%), а также Северному Кавказу. Но заселить русскими Закавказье или Прибалтику невозможно (там колонизация носит военно-административный и религиозно-диссидентский (за счет старообрядцев и раскольников) характер, исключение - городское русское население Баку и Риги).
Революция 1917 (от февраля к октябрю и далее) носит ярко выраженный национально-освободительный характер - нравится это белогвардейцам и их сегодняшним "последователям" с советским флагом под мышкой или нет. Еще одним фактором победы красных над белыми стало то, что белые активно боролись против национальных движений, а красные конструктивно с ними сотрудничали. В итоге в 1922 году видим помимо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, включающей совр. Россию и большую часть Средней Азии, также советские республики на Украине, в Белоруссии и Закавказье. В Закавказье большевики вернулись к системе Закавказского комиссариата с максимально возможной автономией входящих в ЗСФСР республик (в т.ч. Абхазии). Украина в принципе создавалась как территория девяти губерний Российской империи с преобладанием украинского населения (поэтому современные инсинуации на тему "подарили" Украине совершенно беспочвенны: украинские большевики изначально базировались не в Киеве, а в Харькове и рассматривали Украину как отдельное от России советское государство). История создания СССР - лучший ответ на поставленный в заголовке темы вопрос. Было ведь два варианта: т.н. план Сталина, и т.н. план Ленина. Первый предусматривал вхождение Украины, Белоруссии и Закавказья в состав России по аналогии с Татарией или Башкирией. второй был реализован на практике - т.е. создание надреспубликанской структуры - Союзного правительства. За последние 20 лет сказано много о достоинствах сталинского плана (он не предусматривал возможности выхода автономных республик из состава РСФСР), но остались вне обсуждения его недостатки. Характерно, что даже утвердив свою почти абсолютную власть, Сталин не посягнул на эту часть ленинского наследия, хотя кажется ему ничто не мешало переформатировать СССР в РСФСР. Однако!.. Можно было физически уничтожить хоть всю партийную элиту какой-либо союзной республики, но эту грань Сталин не переступил. Не осмелился. Дело в том, что в сентябре 1922 года как раз грузинское советского руководство (Махарадзе, Мдивани) выступили против плана Сталина и пытались заручиться поддержкой уже серьезно больного Ленина. С т.з. Ленина СССР не должен был ограничиваться территорией быв. Российской империи, а во-вторых, норма о добровольном вхождении и возможности выхода из СССР была гарантией для любой страны мира (к тому же это был великолепный пиар мирового коммунизма: мы никого насильно не держим). Более трезвая оценка дает преимущество плану Ленина, он был более реалистичным. Затащить в Россию грузин или украинцев в 1922 году было уже невозможно, и даже (случись победа большевиков двенадцатью годами ранее) в 1905 уже было невозможно. У Сталина хватило ума это понять.
(продолжение следует)
Владимир Владимирович:
Не лишне также процитировать Союзный договор 1922 года:
--- Цитировать ---Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР — Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство — „Союз Советских Социалистических Республик“ — на следующих основаниях.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово — телеграфного дела;
к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здравия;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.
3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.
5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.
6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.
8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.
10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19-ти членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза, по числу союзных республик.
11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,
Заместителей Председателя,
Народного комиссара по иностранным делам,
Народного комиссара по военным и морским делам,
Народного комиссара внешней торговли,
Народного комиссара путей сообщения,
Народного комиссара почт и телеграфов,
Народного комиссара рабоче — крестьянской инспекции,
Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народного комиссара труда,
Народного комиссара продовольствия,
Народного комиссара финансов.
12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.
13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.
14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).
15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.
16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.
17. Распоряжения Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему Народному Комиссару Союза Советских Социалистических Республик.
18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:
Председатель Совета Народных Комиссаров,
Заместители Председателя,
Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народный комиссар земледелия,
Народный комиссар продовольствия,
Народный комиссар финансов,
Народный комиссар труда,
Народный комиссар внутренних дел,
Народный комиссар юстиции,
Народный комиссар рабоче — крестьянской инспекции,
Народный комиссар по просвещению,
Народный комиссар здравоохранения,
Народный комиссар социального обеспечения,
Народный комиссар по национальным делам, а также с правом совещательного голоса — уполномоченные Наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения и почт и телеграфов.
19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче — крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджеты республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.
23. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим Договором изменения в свои конституции.
25. Утверждение, изменение и дополнение Союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
--- Конец цитаты ---
http://ru.wikisource.org/w/index.php?ti ... id=1148641
godlessman:
Союз был реально круче рашки. С союзом акромя отсутствующих ныне бывших республик в военном блоке было ещё 7 стран. плюс вьетнамы и прочие друзя. А ныне? Рашка увы удаляет из друзей в [s:2n3pzxw9]одноклассниках[/s:2n3pzxw9] славянах хохляндею.
Печаль сугубая. :(
MrSplock:
Нет.
Аргумент: Ни той Россией, ни этой, ни даже вот этой - СССР не был, а являлся одним из крупнейших в мире атеистических государств. За одно только это страну стоит уважать. Также стоит уважать и Китайскую Народную Республику, где нет такой роскоши как абсолютная свобода слова, зато есть свобода вероисповедания и даже при этом атеистами себя считает подавляющее большинство, что не может не приносить радость. Даже в КНДР власть сдаёт позиции религиям и различным духовенствам, чем показывает свою неэффективность.
Владимир Владимирович:
Более чем согласен с вами! Мой добрый совет восстановителям СССР: для начала уничтожьте религию. Без этого у вас ничего не получится. Ровным счетом.
Навигация
Перейти к полной версии