Автор Тема: Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)  (Прочитано 15543 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн spiridonovav

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +0/-0
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #80 : 09 Сентябрь, 2013, 20:32:15 pm »
Цитата: "Visotiny"
Цитата: "spiridonovav"
Цитата: "Visotiny"
Ваша аналогия с рыбами не верна в принципе. Новое в науке - это не случайно выпавшая удача, а плод долгой, кропотливой и целенаправленной работы в определенном направлении. Наука "растет" не линейно. Она, как раздувающийся шар, прибавляет сразу в разных направлениях. Но "сюрпризы", под которыми Вы понимаете, надо полагать, наличие Бога, ей не грозят. Кроме передового края, где разрабатываются и уточняются, например, нюансы теории инфляции, объясняющей вопросы создания Вселенной, есть еще огромный корпус фундаментальных законов. И эти законы не пересматриваются и вряд ли будут пересмотрены. В математике создаются новые школы и направления, однако таблицу умножения никто на этом основании под сомнение не ставит. Из открытия явления сверхпроводимости никто не делает вывода, что закон Ома не верен. Просто есть условия, при которых работают другие законы.
Видимо у меня плохо получается - надо завязывать с аналогиями.
Я имел в виду, что "наука" не знает, какие открытия ее ждут в переди. И, как много раз уже случалось, узнает, что "есть условия, при которых работают другие законы".  
И опять не верно. Наука - это не слепой котенок в захламленной комнате, который неожиданно натыкается то на то, то на это. Чтобы подтвердить какую-то гипотезу порой требуется запустить спутник ценою в сотни миллионов гринов, или собрать коллектив вокруг сильно дорогостоящей установки. Никто не даст денег под "пойду туда, не знаю куда и открою, мабудь, то, не знаю что".
И наука не "узнает, что есть условия", а  создает и исследует  их. И создает условия не "от балды", а потому, что возможности такого поведения материи предсказывают теоретики.
Вы не будете отрицать, что в полжении когда могут быть открыты
Цитата: "Visotiny"
условия, при которых работают другие законы
явления, которые пока не объясняются наукой, чисто теоретически, могут быть объяснены свежеоткрытыми законами?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Visotiny

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 682
  • Репутация: +1/-2
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #81 : 10 Сентябрь, 2013, 04:18:08 am »
Цитата: "spiridonovav"
Вы не будете отрицать, что в полжении когда могут быть открыты условия, при которых работают другие законы явления, которые пока не объясняются наукой, чисто теоретически, могут быть объяснены свежеоткрытыми законами?
Отнюдь, именно так и будет. Но это не делает задачу легитимации Евангелий более легкой.
Помните миф об аргонавтах? Масса волшебных приключений, героика, "золотое руно"... На деле - плывут греки в Грузию пограбить малешка, золотишка добыть (грузины тогда золото промывали, натягивая баранью шкуру на лоток и протоком пуская по лотку золотоносную породу). Такая банальная история...
И в Евангелиях тот же пафос. Жил еврейский пацан Иисус, попал в обучение к ессеям (они уже за 200 лет до Иисуса проповедовали  практически то же,, что и он), возможно, был умен и харизматичен и тем запомнился. Но неьюсмейкером Иисус не стал. За пределами секты ессеев он мало кому был известен. Иосиф Флавий ни о каком Иисусе не пишет, не упоминают его и римские историографы того времени, хотя, например, о современнике Иисуса Симоне маге написано достаточно много. Ессеи выступали против жертвоприношений и бунт Иисуса в храме понятен. Понятна и реакция римской власти - Иудея жила, как пороховая бочка, а Пилат особо церемониться не любил. Помните, как он отреагировал на искателей заветов Моисея? Услышав шум и крики, от просто послал солдат с приказом заколоть всех и восстановить спокойствие.
Иисус был возведен в ранг Бога в 325 году на Никейском соборе по настоянию язычника Константина. Писатели Евангелий же постоянно именуют его плотников сын, что их нисколько не смущает, так же,как и наличие у него братьев и сестер.
А вот после 325 года церковь стала выкручиваться, искать каких-то клеоп.
Короче, Вы вначале докажите, что законы сохранения нарушаются, а потом уже предъявляйте Гарри Поттера, а не наоборот.
P.S. Я не против, но поясните, зачем нужна новая тема? Поговорить о Лебедеве? С ним все ясно. Это именно тот тип, который ищет аргументы под доминирующую идею, а надо, вообще-то, наоборот, искать следует теорию, наиболее полно и не противоречиво объясняющую  имеющиеся факты. Такие "ученые", как Лебедев, наводят грусть. :(
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Не делай себе ничего плохого, для этого есть другие люди.

Оффлайн spiridonovav

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +0/-0
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #82 : 11 Сентябрь, 2013, 18:47:26 pm »
Цитата: "Visotiny"
Цитата: "spiridonovav"
Вы не будете отрицать, что в полжении когда могут быть открыты условия, при которых работают другие законы явления, которые пока не объясняются наукой, чисто теоретически, могут быть объяснены свежеоткрытыми законами?
Отнюдь, именно так и будет. Но это не делает задачу легитимации Евангелий более легкой.
Помните миф об аргонавтах? Масса волшебных приключений, героика, "золотое руно"... На деле - плывут греки в Грузию пограбить малешка, золотишка добыть (грузины тогда золото промывали, натягивая баранью шкуру на лоток и протоком пуская по лотку золотоносную породу). Такая банальная история...
И в Евангелиях тот же пафос. Жил еврейский пацан Иисус, попал в обучение к ессеям (они уже за 200 лет до Иисуса проповедовали  практически то же,, что и он), возможно, был умен и харизматичен и тем запомнился. Но неьюсмейкером Иисус не стал. За пределами секты ессеев он мало кому был известен. Иосиф Флавий ни о каком Иисусе не пишет, не упоминают его и римские историографы того времени, хотя, например, о современнике Иисуса Симоне маге написано достаточно много. Ессеи выступали против жертвоприношений и бунт Иисуса в храме понятен. Понятна и реакция римской власти - Иудея жила, как пороховая бочка, а Пилат особо церемониться не любил. Помните, как он отреагировал на искателей заветов Моисея? Услышав шум и крики, от просто послал солдат с приказом заколоть всех и восстановить спокойствие.
Иисус был возведен в ранг Бога в 325 году на Никейском соборе по настоянию язычника Константина. Писатели Евангелий же постоянно именуют его плотников сын, что их нисколько не смущает, так же,как и наличие у него братьев и сестер.
А вот после 325 года церковь стала выкручиваться, искать каких-то клеоп.
Короче, Вы вначале докажите, что законы сохранения нарушаются, а потом уже предъявляйте Гарри Поттера, а не наоборот.
P.S. Я не против, но поясните, зачем нужна новая тема? Поговорить о Лебедеве? С ним все ясно. Это именно тот тип, который ищет аргументы под доминирующую идею, а надо, вообще-то, наоборот, искать следует теорию, наиболее полно и не противоречиво объясняющую  имеющиеся факты. Такие "ученые", как Лебедев, наводят грусть. :(
Как Вы любите все вопросы свалить в одну кучу и обсуждение превратить в бесконечный разговор "обовсем".
Я создал отдельные темы, так как в данной теме уже наступил бардак. Если вы имеете дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к теме (считаю "законы сохранения" не относящимися к теме проповеди и смерти Апостолов), то предлагаю Вам действовать также (создать отдельные темы). Тогда имеется хоть какой-то шанс понять друг друга.
Еще раз хочу Вас попросить. Если Вам "все ясно", потрудитесь аргументировать для остальных.
И не забывайте указывать Ваши источники. Иначе, Ваши слова - Ваше личное мнение, не подтвержденное никакой аргументацией.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Visotiny

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 682
  • Репутация: +1/-2
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #83 : 12 Сентябрь, 2013, 03:47:20 am »
Цитата: "spiridonovav"
Как Вы любите все вопросы свалить в одну кучу и обсуждение превратить в бесконечный разговор "обовсем".
Я создал отдельные темы, так как в данной теме уже наступил бардак. Если вы имеете дополнительные вопросы, прямо не относящиеся к теме (считаю "законы сохранения" не относящимися к теме проповеди и смерти Апостолов), то предлагаю Вам действовать также (создать отдельные темы). Тогда имеется хоть какой-то шанс понять друг друга.
Еще раз хочу Вас попросить. Если Вам "все ясно", потрудитесь аргументировать для остальных.
И не забывайте указывать Ваши источники. Иначе, Ваши слова - Ваше личное мнение, не подтвержденное никакой аргументацией.
Я не вижу смысла обсуждать статью Лебедева в отдельной теме. Там нет предмета для обсуждения. Я уже сказал почему. Повторю, если Вы не поняли. Это поиск черной кошки в темной комнате. Некто утверждает, что она там есть и приводит массу аргументов, почему ее не видно и не слышно, вместо того, чтобы поставить для начала под сомнение само ее наличие.
В Евангелиях Иисус неоднократно именуется сыном плотника Иосифа, упоминаются его братья и сестры, мать Мария. Это то, что знают живущие рядом с ним люди. Это то, что вижу я, открывая книгу.  Церковники же утверждают, что отец Иосиф - это не отец, братья - это не братья, мать - это не мать, а девственница, никого не рожавшая, ибо нельзя родить оставшись девственницей. И что тут обсуждать?   Почему они это делают? Это очевидно. А что еще? Сформулируйте вопрос, плииз. А плодить темы не есть способ достижения понимания.
А чем Вам не нравится личное мнение? Если Вам нужны источники, так википедия Вам в руки! На форум я, например, и захожу, чтобы услышать чье-то мнение. Интересующие статьи я и без форума прочитать могу. Но если Вам непременно нужны источники знания, посмотрите хотя бы здесь http://adelanta.biz/drevnie/hristianstvo/.
Законы сохранения к проповедям, разумеется, отношения не имеют. В данном контексте фраза означала, что в основе утверждения должен лежать факт, а не мнение. Описанные в Евангелиях события содержат элементы мифа и фактически подкреплены слабо.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Не делай себе ничего плохого, для этого есть другие люди.

Оффлайн spiridonovav

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +0/-0
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #84 : 13 Сентябрь, 2013, 10:58:05 am »
Цитата: "Visotiny"
Я не вижу смысла обсуждать статью Лебедева в отдельной теме. Там нет предмета для обсуждения. Я уже сказал почему. Повторю, если Вы не поняли. Это поиск черной кошки в темной комнате. Некто утверждает, что она там есть и приводит массу аргументов, почему ее не видно и не слышно, вместо того, чтобы поставить для начала под сомнение само ее наличие.
В Евангелиях Иисус неоднократно именуется сыном плотника Иосифа, упоминаются его братья и сестры, мать Мария. Это то, что знают живущие рядом с ним люди. Это то, что вижу я, открывая книгу.  Церковники же утверждают, что отец Иосиф - это не отец, братья - это не братья, мать - это не мать, а девственница, никого не рожавшая, ибо нельзя родить оставшись девственницей. И что тут обсуждать?   Почему они это делают? Это очевидно. А что еще? Сформулируйте вопрос, плииз. А плодить темы не есть способ достижения понимания.
А чем Вам не нравится личное мнение? Если Вам нужны источники, так википедия Вам в руки! На форум я, например, и захожу, чтобы услышать чье-то мнение. Интересующие статьи я и без форума прочитать могу. Но если Вам непременно нужны источники знания, посмотрите хотя бы здесь http://adelanta.biz/drevnie/hristianstvo/.
Законы сохранения к проповедям, разумеется, отношения не имеют. В данном контексте фраза означала, что в основе утверждения должен лежать факт, а не мнение. Описанные в Евангелиях события содержат элементы мифа и фактически подкреплены слабо.
Вы прочитали как называется та тема? Про Лебедева в названии темы ни слова.
Ну не хотите - как хотите.

Личное мнение никого не интерисует. Вы же сами пишете: "в основе утверждения должен лежать факт, а не мнение".Чтобы каждый прочитавший смог бы убедится в основательности Ваших утверждений нужно приводить точные ссылки, а не делать одолжение.
Указанную Вами статью я прочитал. Я не понял, по какому поводу Вы ее привели. В Вашем ответе затрагиваются 10 различный тем и Вы упорно не желаете обсуждать только 1. Но вывод данной статьи, по вопросу происхождения Евангелий, такой:
Цитировать
Если рассматривать оба фрагмента папирусов "7Q5" и "Р-64" совместно, то на глаз вероятность того, что Евангелия были написаны вскоре после смерти Иисуса, когда многие свидетели были еще живы и заметили и отвергли бы возможные ошибки или подделки, весьма велика. Ранняя церковь выбрала из большого числа Евангелий именно четыре новозаветных Евангелия, чтобы рекомендовать их как Священные Писания для применения при богослужении в церквах, потому что всеми признавалось их соответствие многим подлинным свидетельствам современников Иисуса.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Evgeniy

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 469
  • Репутация: +1/-0
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #85 : 14 Сентябрь, 2013, 05:38:42 am »
Цитата: "spiridonovav"
... Но вывод данной статьи, по вопросу происхождения Евангелий, такой:
Цитировать
Если рассматривать оба фрагмента папирусов "7Q5" и "Р-64" совместно, то на глаз вероятность того, что Евангелия были написаны вскоре после смерти Иисуса, когда многие свидетели были еще живы и заметили и отвергли бы возможные ошибки или подделки, весьма велика. Ранняя церковь выбрала из большого числа Евангелий именно четыре новозаветных Евангелия, чтобы рекомендовать их как Священные Писания для применения при богослужении в церквах, потому что всеми признавалось их соответствие многим подлинным свидетельствам современников Иисуса.
Разрешите я вам переведу смысл данного отрывка?

1) Евангелий было множество - любили люди писать, как до так и после.
2) Заинтересованные лица (шаманы нового культа) отобрали наиболее похожие между собой четыре (а другие, скажем четыреста, пока отложили).
3) Заметивших несоответствия и отвергающих содержимое всегда есть в избытке почти по любому поводу. Факт в том, что любой культ традиционно умеет это успешно игнорировать.
4) Идёт манипулирование читателем такими оборотами как "всеми признавалось". Всеми кем, заинтересованными лицами?
5) Или вот "соответствие многим подлинным свидетельствам". Евангелия соответствуют другим Евангелиям? Так в этом была суть отбора.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #86 : 14 Сентябрь, 2013, 07:29:50 am »
Цитата: "spiridonovav"
Наука стараеться ответить на вопрос: как?
Религия отвечает на вопрос: зачем?

Вы что-то путаете. Религия не отвечает - ни на какие вопросы вообще  :lol:
Скорее она лживо говорит - не задавай вопросов, воля господня неисповедима. Что не является ответом ни на что  :lol: Для нормальных людей. :>

viewtopic.php?p=323068#p323068

viewtopic.php?t=5237
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #87 : 14 Сентябрь, 2013, 07:37:45 am »
Цитата: "лия"
Здравствуйте.
Наука не объединяет мир, а приготовила ему атомное оружие, и уже в основном испортила его атмосферу.

Извините, это не наука атомное оружие приготовила - а эксплуататоры. Вроде буржуев или феодалов. Социал-дарвинисты, вообщем. Религиозные они или не-а - это ничему никогда не мешало.

А наука - инструмент взаимодействия с реальностью и императив Истины. Единственный адекватный.
И подарила вам электричество, компьютер и лекарство от чумы. И бесчисленные т.д.

А религия - инструмент манипуляции массами и императив Лжи :>
Объявлявшая эту чуму - карою божией :>


Цитировать
Иисус Христос учит терпению и любви, но мир живет по своим законам, по законам эгоизма, ненависти и мести.

не знаю чему "учил" Иешуа Га-Ноцри, лично не встречался... :>
Хотя определенно можно сказать что отсылки к каким-то мифическим богам - это уже ложь и сумашествие.

Но - viewtopic.php?p=323068#p323068

Но -

и бесчисленные т.д.

Да и терпение - не добродетель. :> И кто мести заслуживает - тот свое получит еще :>
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь, 2013, 07:46:58 am от Pilum »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #88 : 14 Сентябрь, 2013, 07:44:38 am »
Цитата: "лия"
Удивительно -  большинство атеистов представляет  материальный мир единственным, причем, физическими законами  они пытаются мерить слова  и дела  Божьего Сына, Святого Духа. Но само наличие в них жизни, а также наличие их мыслей и чувств, свидетельствует им о том, что кроме мертвой материи есть еще мир  живой, мир мыслей и  чувств, то есть - духовный мир,   законы которого отличны от материальных.

viewtopic.php?t=5237 но сверхестественного тут ничего нет, а словоблудия об "отличны от материальных и живой - мертвой материи" - это какое-то домохозяйско-сектантское мямлянье бесмысленное :>


Цитата: "Evgeniy"
Занимательно, как большинство верующих с лёгкостью верят в слова, но игнорируют мир в котором живут.

Ну дык :

Пралогическое мышление — понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают по времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в пралогическом мышлении основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром (см. Тотем). При пралогическом мышлении природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением пралогического мышления является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир.
_____________________________________

Декларативная Вера + невежество и узость интересов... пралогизм как переходная форма от обезьяних рефлексов к настоящему Мышлению ... в ту или иную сторону на линейке прогресса-регресса
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus

Оффлайн Pilum

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 7 712
  • Репутация: +3/-44
Re: По моему, они одинаковые. (должны быть)
« Ответ #89 : 14 Сентябрь, 2013, 08:01:45 am »
Black Fire Pandemonium ► Статья
Переход от естественного мышления к пралогическому

 Естественное мышление может быть по-другому названо наивным, или "животным", или наглядно-образным. Нужно заметить, что тип мышления не зависит от уровня способностей мыслящего существа. Такой подход в корне неверен. Расистские теории потому и говорили о "неполноценности" многих народов, что те стояли на более низком уровне развития культуры и техники, низком - с точки зрения "белых". Если быть более точными - на более низкой ступени цивилизации. По этой же причине животным, включая даже обезьян, полностью отказывали в наличии разума. Декарт представлял себе животных как механизмы. Ошибка именно в том, что различие в типе мышления связывали со способностями. Отчасти это верно, но в широком смысле. Собака может то, чего не может лягушка, обезьяна способна понимать то, чего не может собака. Умственные способности различны. Но оказалось, что обезьяны могут достаточно хорошо пользоваться символами, человеческим языком (не устно - вследствие неприспособленности гортани) и даже заниматься творчеством. Значит, наличие типа мышления и способность к нему - не одно и то же. Относительно человека это можно было понять и раньше - когда обнаружилось, что представители "отсталых" племен и народов могут получить высшее образование наряду с европейцами. Это подорвало корни социальной дискриминации и расизма, но слабо отразилось в науке, как ни странно. Если в отношении обезьян сложно сказать, возможно ли у них словесное мышление и образование сознания, то в отношении человека становится ясно, что тип мышления зависит от воспитания, от среды, а не от врожденных способностей. Мы по своим способностям и по разуму не отличаемся от первобытных людей. Но наше мышление совершенно иное. Первый шаг был сделан при переходе к пралогическому мышлению.

Понять пралогическое мышление вовсе не так трудно, как полагал Леви-Брюль. Он напрасно связал пралогическое с изначальным и первобытным - и отделил современного человека от пралогического типа мышления. Например, он пишет о дикарях: "Малейшее рассуждение внушает им такое отвращение, что они сейчас же объявляют себя усталыми и отказываются его продолжать". Нам с вами, наблюдающим за стилем общения в интернете, такое отношение к рассуждениям вполне знакомо. Зайдите в популярный блог и посмотрите комментарии. Мы воспринимаем это как упадок образованности или культуры, а на самом деле это постоянное состояние большинства людей, просто раньше не проявлялось с такой отчетливостью. Указанная черта  - не признак пралогического мышления, это черта общая  и естественному, и пралогическому мышлению. Напротив, логическое мышление основано на привычке к рассуждению, к постоянной рефлексии. Пример Леви-Брюля, который призван был подчеркнуть различие "первобытного" мышления и современного, на самом деле обнаруживает их глубокое родство. А раз нам пралогическое мышление свойственно, то и понимание его доступно. Так же доступно и понимание естественного мышления, но оно затруднятся очень ранним переходом индивида к языковому мышлению под влиянием научения и среды.

Мышление без слов и есть естественное мышление. Мы с вами тоже к нему способны, но отрешиться от слов чрезвычайно сложно. Ведь мы не только говорим, но и думаем словесно, даже когда не замечаем этих слов. Первичное мышление оперирует образами, оно тесно связано с реакцией на окружающий мир. В этой его "фотографичности", которую отмечает Леви-Брюль, и кроется секрет успешной выживаемости представителей племен с уже ярко выраженным пралогическим мышлением. Они только переходят от естественного к пралогическому. И оторваться от естественного полностью не могут в принципе: пралогическое подрывает жизнеспособность человека. Современные верующие тоже склонны к пралогическому мышлению, но соотношение типов мышления у них другое. На место смеси естественного и пралогического обнаруживаем смесь пралогического и логического, это очень позднее изменение. Сходство религиозных людей наших дней с представителями племен типа яномама или папуасов киваи поверхностное, вызванное смешением типов мышления, двойственностью сознания. Древние люди были были бы ослеплены своими верованиями, но у них сохраняется тесная связь с природой. И как ни странно, закреплению остатков естественного мышления способствует сама специфика мышления пралогического, для которого очень важна установка на традицию, авторитет, цельное восприятие наследия. Вместе с заблуждениями передается и настоящее знание, полезные навыки. Естественное мышление достаточно только в сообществе людей, живущих изолированной группой и ориентирующихся на природу. При разрушении естественного порядка, образа жизни оно становится недостаточным, неизбежно разрушается.

Давайте рассмотрим основные признаки пралогического мышления. Большую их часть выявил Леви-Брюль, но его изложение проблемы нуждается в существенной коррекции.

1. Догматизм. То, что заимствуется, то что принимается - принимается в цельном виде, без рассуждения. Примерно так как мы покупаем книгу, в отличие от интернет-копирования, когда можно "взять" часть текста, произвольно выбранную. Эта черта усиливает "традиционность", неизменность передачи, с одной стороны, и ведет к изоляции - с другой. Человек всё начинает делить на своё и чужое. Своё - хорошо, чужое - плохо. Нельзя это возводить к естественному мышлению и поведению животных и первобытных людей. Чужой человек и чужая идея - совершенно разные ситуации. Итак, в чем состоит догматизм, который появляется раньше религиозных учений и священных книг? В некритическом принятии чужих слов и выполнении действий, которых от тебя ожидают. Слово мыслится как часть мира, как нечто существующее. Слово не может быть неправдой, оно само влияет на окружающее и само по себе важно. Слово не потому "не воробей", что имеет иную природу, а потому что его поймать нельзя. Слово становится частью магии, частью мира, средством изменения мира.

2. В первом пункте был отмечен так называемый "реализм", присущий пралогическому мышлению, то есть связывание слова и вещи, слова и события. Таким же образом оказываются связанными между собой несвязанные вещи и события (отсюда - тотемизм и фетишизм). Вместо определения естественной причины, то есть применение принципа наблюдения и сравнения, пралогическое мышление использует принцип объяснения неизвестного через сказанное и "очевидно" понятное. Не знаемое, а сказанное. Нам этот принцип известен из религии, которая всё объясняет действиями бога и духов. Это видоизменённые пралогические верования, когда всё происходящее объяснялось магически. Особенно наглядны представления о рождении детей и о смерти. Малиновский выяснил, что в примитивных племенах люди не связывают деторождение с отношениями мужчин и женщин. Этот факт известен был и раньше, но Малиновский вскрыл детально образ мыслей "дикарей". В рамках естественного мышления такие процессы не подвергаются объяснению вообще. В системе пралогического мышления, напротив, всё должно быть объяснено. И там где мы с вами скажем "не знаю", человек с пралогическим мышлением всё легко объяснит. Вот поэтому-то религиозное мирообъяснение, в том числе христианское, кажется полнее и доступнее, "логичнее". Чаще всего пралогическое мышление использует аналогии, притчевые формы рассказа. Схожий признак может связывать разнородные вещи вплоть до отождествления.

3. "Что поражает в первую очередь, так это то обстоятельство, что пралогическое мышление мало склонно к анализу" (Леви-Брюль). Пралогическое мышление не разделяет знание и незнание, и уж тем более - гипотезу и утверждение. Самые нелепые предположения могут выдаваться за истину. Поэтому не-аналитичность в сочетании с догматизмом может вести к фанатизму, воплощенному не только в индивидуальных, но и в коллективных действиях (в том числе в войнах). Когда выявляется несоответствие представлений реальности, они просто откидываются и заменяются другими таким же по типу (действовал не бог Х, а бог Y, не ангел, а бес и т.п.), или говорится о "несрабатывании" по какой-либо причине. Например, когда колдун насылал на кого-то проклятие, и тот не умирал, колдун объявлял, что "отложил" приговор. То есть, даже в случае обнаружения очевидной несостоятельности, пралогическое мышление всегда найдет лазейки для самооправдания и консервации ложных представлений. Механизм действия пралогического мышления в данном пункте хорошо изучать на примере астрологии, народной веры в её истинность и практичность, даже научность.

4. Пралогичное мышление располагает явления не иерархически, со сложной структурой соподчинения, а рядоположно. К примеру, главным богом будет не тот, которому все другие боги поклоняются и слушаются, как царя, а самый сильный, которому никто не возражает. При анализе древней мифологии христиане первым делом подменяют содержание верований более привычным для нас. Зевс легко становится главным богом-вседержителем, и даже в африканских культах находят монотеизм или следы "прамонотеизма". Но христианство, при сохранении многих черт пралогического мышления, заимствовало принцип единой иерархии уже из нового типа мышления, рассуждающего. На примере мифологии хорошо видно, что вера других народов в своих богов нисколько не мешает вере "язычника" в богов собственного народа. Всем богам находится место, они могут конфликтовать, но существуют в одном пространстве, на одном уровне. Мифология здесь только отражает принцип, по которому осмысляются все явления мира в рамках пралогического мышления. Важнейшее проявление этого принципа - нечувствительность к противоречиям. Доминирование у того или иного человека (как и в обществе) пралогического мышления определяется не наличием противоречий, а нечувствительностью к ним. Даже выявление другими противоречий не заставит беспокоиться. Двойные стандарты морали - в числе таких признаков, ими можно пользоваться неосознанно.

5. Зачастую человек верит в то, что хочется, в то, что удобно или приятно, а не в то, что правильно. Здесь пралогическое мышление вступает в конфликт со здравым смыслом. Так, Сенека говорил, что ему хотелось бы верить в бессмертие души. Вольтер говорил, что если бы бога не было, его нужно было бы выдумать. Как ни странно, но у таких глубоких мыслителей, настоящих философов - и вдруг проявления пралогического мышления. Ничего удивительного - как уже было сказано, пралогическое мышление присуще всем нам в силу воспитания и общественной культуры, больше или меньше. Сенека и Вольтер, в отличие от миллионов других людей, хотя бы заметили эту особенность в себе, то есть положили начало её преодолению.

Таким образом, пралогическое мышление - мощнейший инструмент самообмана. Это поняли прагматичные люди, которые были склонны хотя бы отчасти к логическому мышлению, и использовали для власти и контроля над народной массой. Наиболее последовательно и цинично использование народного невежества было проговорено древнекитайскими легистами (4-3 вв. до н.э.).  Поучительна и попытка воплощения легистских принципов при Цинь Шихуанди, тогда же первый раз в истории устроили костры из книг. По сути это значило следующее: пастыри должны быть грамотными и несуеверными, народ же - тёмным и управляемым. Тем самым, государство способствовало развитию знания, просвещения, но лишь для узкой группы привилегированных лиц (впоследствии процесс вышел из-под контроля). Той же политики придерживалась церковь. Поэтому теологи презирали "тёмный" народ, хотя крестьяне верили намного сильнее самих теологов. Теологи и советники правителей были представителями логического типа мышления, который у них совмещался с пралогическим (фигурально говоря, наполовину) или даже доминировал. Историческая устойчивость пралогического мышления должна объяснятся (в числе прочих причин) его намеренным культивированием в интересах власти, для контроля и обогащения. Когда пралогическое мышление становится "традиционным", оно получает значительную инерцию, люди склонны его принимать хотя бы из почтения к предкам. Благодаря этому те же самые религиозные корпорации, которые разрушали все корневые, начальные традиции (содержавшие очень много естественного), теперь твердят о хранении традиций.  

 24/04/2011



http://warrax.net/94/10/pralogic.html
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Adaequatio Rei et Intellectus