Я уж молчал, но Вы все-таки хотите навязать мне детерминизм.
Я ничего Вам не хочу навязывать. Такой вывод я сделал из Ваших слов. Возможно, неправильный, и здесь Вы уточняете некоторые положения. А я попрошу ещё кое-что уточнить.
Я считаю, что наследственность и окружающая среда как-то влияют на поведение. Тем не менее я не считаю эти факторы определяющими. Неодушевленные предметы не меняются без внешней причины, но личность способна контролировать собственные поступки.
Хорошо. Замечание первое: для меня понятие неодушевлённости — грамматическая категория. Если Вы имеете в виду что-нибудь другое, это потребует определения и обсуждения, если только Ваше "другое" не совпадает полностью с грамматикой. Замечание второе: надо ли понимать, что личность нарушает законы причинности?
Я просто отвергаю представления о том, что события беспричинны или причина их - в них самих. Скорее я верю в то, что причины наших поступков могут корениться в нас самих.
То есть, Вы верите в то, что отвергаете?
Первопричина должна быть только одна.
Малыш, первопричина никому ничего не должна. Она может быть одна, их может быть несколько или бесконечно много, и может не быть ни одной. Доказывать надо.
Во-вторых, то, о чем вы говорите связано не с причинностью, а с предсказуемостью.
По мне, так ПРЕДсказумемость имеет отношение скорее к следствиям, нежели к причинам...
Расчет вероятностей вовсе не подразумевает отсутствие причины.
Верно. Он подразумевает, скорее вероятность или достоверность каждой из рассматриваемых причин, или же вероятный вклад каждой из них в следствие. И это может меняться в зависимости от того, что мы знаем.
Абсурдность это не показывает, а если для Вас это бесполезно, то это не отменяет само доказательство.
Не знаю... Для меня, например, абсурдно, что Windows-95 — божественная операционная система. Ну, не то, чтобы совсем абсурдно, но как-то... Непонятно, что из этого следует.
Коля, а каким образом сказанное Вами отменяет первопричину?
Отменяет в том, что меняется её определение, с которым я мог бы согласиться. Например, первопричина — это материальная причина, за которую мы не можем заглянуть с достоверностью в принципе. Знаете, меня бесконечность не очень смущает. В ней, в частности, могут быть перерывы. Скажем, по современным представлениям, у нашей Вселенной было начало, но начало материальное. До него пространства и времени в нашем понимании не было. Это если я правильно понимаю. То есть вопрос в том, откуда мы можем начинать отсчёт времени.
Здесь же скажу про потенциальные действительности: их может не быть вовсе или быть бесконечность. И в этой бесконечности не обязательно во всех действительностях есть место первопричине. Только в некоторых.