Форум атеистического сайта

Религия: анализ, критика, выводы => Искусство и религия => Тема начата: Vadim от 10 Январь, 2007, 09:16:43 am

Название: Атеизм и поэзия. (любимый поэт)
Отправлено: Vadim от 10 Январь, 2007, 09:16:43 am
Конечно странное сочетание, атеизм и поэзия, у меня атеизм ассоциируется разве что с агитками Бедного Демьяна. Но тем не менее позвольте полюбопытствовать вашим отношением к поэзии и поэтам.
Название:
Отправлено: Nail Lowe от 10 Январь, 2007, 11:19:24 am
Некрасовым зачитываюсь.
Название:
Отправлено: Anonymous от 11 Январь, 2007, 07:25:41 am
Я очень люблю Бродского, Цветаеву, Мандельштама.
Название:
Отправлено: KWAKS от 11 Январь, 2007, 08:29:35 am
Vadim-Афтар !
Без Козьмы Пруткова -
Ваш перечень не может претендовать на репрезентабельность.
Название:
Отправлено: math от 11 Январь, 2007, 10:53:32 am
А не атеистам можно отвечать? Если - да, то тогда мой список любимых поэтов:

Пушкин (с юности, когда взял томик Пушкина в бумажном переплете в экспедицию, и читал его при свече в палатке).
Мандельштам.
Тотчев.
Ходасевич.
Седакова.
Окуджава (именно как поэт).
Вениамин Блаженный.
Кое-что Ахматовой, Пастернака, Э.Лимонова, Бродского.

Пушкин и Мандельштам - для меня - поэты, наиболее глубоко выражающие христианство.
Название:
Отправлено: Anonymous от 12 Январь, 2007, 16:39:23 pm
Цитата: "math"
А не атеистам можно отвечать?

Нельзя. Но мы с Вами уже ответили... :lol:
Название: Re: Атеизм и поэзия. (любимый поэт)
Отправлено: дорогой леонид ильич от 14 Январь, 2007, 21:31:34 pm
Бродский, Мандельштам, Цветаева, Белый.
из новых - Кибиров и Пригов.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 14 Январь, 2007, 21:36:50 pm
Цитата: "math"
Кое-что ... Э.Лимонова...


мило. обычно люди боятся сказать, что им нравится что-то у Лимонова. :) не модно.
Если не секрет, что именно? мне как-то его стихи, крые попадались, не по душе.
Название:
Отправлено: math от 16 Январь, 2007, 17:51:09 pm
Цитата: "дорогой леонид ильич"
Если не секрет, что именно? мне как-то его стихи, крые попадались, не по душе.


Мне стихи Лимонова попались году в 1974 (рукописный сборник). Есть что-то общее с Хармсом. Прозы Лимонова никогда не читал.

Нравится мне у него боль от неправильного устройства мира, за которой угадывается ранимость. И "реализм" - как в ледяную воду бросается в стихотворение.

* * *

И этот мне противен
и мне противен тот
И я противен многим
Однако всяк живет

Никто не убивает
Другого напрямик
А только лишь ругает
За то что он возник

Ужасно государство
Но все же лишь оно
Мне от тебя поможет
Да да оно нужно


* * *

Я в мыслях подержу другого человека
Чуть-чуть на краткий миг... и снова отпущу
И редко-редко есть такие люди
Чтоб полчаса их в голове держать

Все остальное время я есть сам
Баюкаю себя — ласкаю — глажу
Для поцелую подношу
И издали собой любуюсь

И вещь любую на себе
Я досконально рассмотрю
Рубашку я до шовчиков излажу
и даже на спину пытаюсь заглянуть
Тянусь тянусь но зеркало поможет
взаимодействуя двумя
Увижу родинку искомую на коже
Давно уж гладил я ее любя

Нет положительно другими невозможно
мне занятому быть. Ну что другой?!
Скользнул своим лицом. взмахнул рукой
И что-то белое куда-то удалилось
А я всегда с собой
Название:
Отправлено: math от 16 Январь, 2007, 17:55:49 pm
А вот еще Ян Твардовский, недавно умерший польский священник.

Спешите
Анне Каменьской

Спешите любить людей - они так быстро уходят
после них остаются ботинки и глухой телефон
только то что неважно плетётся словно корова
важнейшее так быстротечно что происходит внезапно
затем тишина как обычно значит вовсе невыносима
как чистота рождённая попросту из отчаянья
когда о ком-то мы думаем без него оставаясь

Не будь убеждён что есть время
уверенность ненадёжна
она чуткость у нас отнимает как и любое счастье
приходит одновременно как пафос и юмор
словно два сильных чувства но одного слабее
так быстро уходят оттуда умолкают как дрозд в июле
как звук немного неловкий или холодный поклон
чтобы действительно видеть они закрывают глаза
хотя рискованнее родиться чем умереть
мы любим всегда слишком мало и всегда слишком поздно

Не пиши об этом так часто лучше раз и навсегда
и будешь подобно дельфину сильным и добродушным

Спешите любить людей они так быстро уходят
а те кто не уходят возвращаются не всегда
и никогда не известно если речь идёт о любви
первая станет последней или последняя первой

1971, 1986
перевод И. Баранова
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 16 Январь, 2007, 18:48:46 pm
math

эти стихи Лимонова мне тоже как-то непонятны :oops:
а я вот чем сейчас балуюсь:



Тимур Кибиров

У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы -
«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку!!»
И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!
Проще простого
Click – и готово:
Вы искали: Смысл жизни,
найдено сайтов: 111444,
документов: 2724010,
новых: 3915



ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ

С холодным вниманьем посмотришь
вокруг -
какая параша, читатель и друг!

Когда же посмотришь с вниманьем
горячим,
увидишь все это немного иначе.




Даешь деконструкцию! Дали.
А дальше-то что? - А ничто.
Над кучей ненужных деталей
сидим в мирозданье пустом.

Постылые эти бирюльки
то так мы разложим, то сяк,
и эхом неясным и гулким
кромешный ответствует мрак.

Не склеить уже эти штучки,
и дрючки уже не собрать.
И мы продолжаем докучно
развинчивать и расщеплять.

Кто делает вид, кто и вправду
никак не поймет, дурачок,
что шуточки эти не в радость
и эта премудрость не впрок.

И, видимо, мира основы
держались еще кое-как
на честном бессмысленном слове
и на простодушных соплях.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 16 Январь, 2007, 18:52:47 pm
Мое любимое стих. Кибирова:

                Леночка, будем мещанами!
      Я понимаю, что трудно,
   что невозможно практически это.
      Но надо стараться.
   Не поддаваться давай...
      Канарейкам свернувши головки,
   здесь развитой романтизм воцарился,
      быть может, навеки.
   Соколы здесь, буревестники все,
      в лучшем случае — чайки.
   Будем с тобой голубками с виньетки
      средь клёкота злого
   будем с тобой ворковать,
   будем мурлыкать котятами
      в теплом лукошке.
   Не эпатаж это — просто желание выжить.
Название:
Отправлено: math от 16 Январь, 2007, 19:47:51 pm
Меня несколько лет назад Кибиров заинтересовал таким стихотворением:

Наша Таня громко плачет.
Ваша Таня — хоть бы хны!

А хотелось бы иначе...

Снова тычет и бабачит
население страны.

Мы опять удивлены.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 16 Январь, 2007, 19:54:46 pm
почитайте "посление к Леве Рубинштейну".
оно огромно, поэтоум выкладывать здесь неудобно. могу в личку.

а у Вас нет его про сортиры? или про Андропова? или "Мам, я Ленина люблю"?


из Лимонова - кажется, второе немного дошло.
мне иногда интересна его проза. даже из нового. например, "по тюрьмам".
Название:
Отправлено: math от 16 Январь, 2007, 20:07:14 pm
Цитата: "дорогой леонид ильич"
почитайте "посление к Леве Рубинштейну".
оно огромно, поэтоум выкладывать здесь неудобно. могу в личку.

Спасибо! Оно есть в Сети, при случае прочту.


Цитата: "дорогой леонид ильич"
а у Вас нет его про сортиры? или про Андропова? или "Мам, я Ленина люблю"?


Нет, не встречал.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 18 Январь, 2007, 20:59:58 pm
Моление II
Стихи: Д.А.Пригов
Видео: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов

Отец мой
Отец мой прошу
Отец мой прошу убери
Отец мой прошу убери или мимо
Отец мой прошу убери или мимо пронеси
Отец мой прошу убери или мимо пронеси эту чашу
Прошу убери или мимо пронеси эту чашу
Убери или мимо пронеси эту чашу
Мимо пронеси эту чашу
Пронеси эту чашу
Эту чашу
Чашу
Чашу которую
Чашу которую мне
Чашу которую мне не по силам
Чашу которую мне не по силам испить
Чашу которую мне не по силам испить как есть
Чашу которую мне не по силам испить как есть человеку
Которую мне не по силам испить как есть человеку
Испить как есть человеку рожденному
Человеку рожденному
Рожденному
Как есть человеку рожденному
Как есть человеку рожденному чтобы страдать
Как есть человеку рожденному чтобы страдать но не терпеть
Рожденному чтобы страдать но не терпеть
Страдать но не терпеть
Не терпеть
Терпеть
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 18 Январь, 2007, 21:02:56 pm
Д. А. Пригов, из стихов о милицанере.

Пока он на посту стоял
Здесь вымахало поле маков
Но потому здесь поле маков
Что там он на посту стоял

Когда же он, Милицанер
В свободный день с утра проснется
То в поле выйдет и крылом
Он ласково цветка коснется
...........................................................

Посередине улицы
Стоит Милицанер
Не плачет и не хмурится
И всем другим пример

Но кто возьмет ответственность
Что он не входит вдруг
Вот в этот миг ответственный
Во ада первый  круг

..............................................................
Когда придут годины бед
Стихии из глубин восстанут
И звери тайный клык достанут —
Кто ж грудею нас заслонит?

Так кто ж как не Милицанер
Забыв о собственном достатке
На возмутителей порядка
Восстанет чист и правомерн

............................................................................
Он жизнь предпочитает смерти
И потому всегда на страже
Когда он видит смерть и даже
Когда она еще в конверте

О, как ее он понимает
Как чувствует ее плечом
Ежесекундно и причем
Плеча он не отодвигает

 ................................................


Был Милицанером  столичным
Она же по улице шла
Стоял на посту он отлично
Она поздней ночею шла

И в этот же миг подбегают
К ней три хулигана втроем
И ей угрожать начинают
Раздеть ее мыслят втроем

Но Милицанер  все заметил
Подходит он и говорит:
Закон нарушаете этим
Немедленно чтоб прекратить!

Она же взирает прекрасно
На лик его и на мундир
И взгляд переводит в пространство
И видит рассвет впереди
..............................................................

С женою  под ручку вот Милицанер
Идет и смущается этим зачем-то
Ведь он государственности есть пример
Таки и семья — государства ячейка

Но слишком  близка уж к нечистой земле
И к плоти и к прочим приметам снижающим
А он — государственность есть в чистоте
Почти что себя этим уничтожающая


.................

А вот Милицанер стоит
Один среди полей безлюдных
Пост далеко его отсюда
А вот мундир всегда при нем

Фуражку с головы снимает
И смотрит вверх, и сверху Бог
Нисходит и целует в лоб
И говорит ему неслышно
Иди, дитя, и будь послушный
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 18 Январь, 2007, 21:12:20 pm
Я просто жил и умер просто
Лишь умер —  посреди погоста
Мучительно и нестерпимо долго
Глядя в лицо мое умершее
Стояла смерть Милицанершею
Полна любви и исполненья долга

......................................
Полюбил  я от детства Милицию
И не мог ее не полюбить
Я постиг ее тайную суть —
Совпадать с человечьими лицами
Человеку же с нею совпасть —
Все равно, что в безумие впасть
Потому что конкретные лица мы
По сравненью с идеей Милиции

 .......................................


Там, где с птенцом Катулл,  со снегирем Державин
И Мандельштам с доверенным щеглом
А я с кем? — я с Милицанером милым
Пришли, осматриваемся кругом

Я тенью легкой, он же — тенью тени
А что такого? — всяк на свой манер
Здесь все — одно, ну — два, здесь просто все мы птицы

И я, и он, и Милицанер

.......................................
Жизни античной цветы запоздалые -
Ванна и жидкость при ней Бадусан
Этим я нежился помню и сам
Да вот отнежился - больше не стало
В смысле, в продаже исчез Бадусан
Ванна сломалася, больше не стала
Вот и стою я - цветок запоздалый
Жизни античной - не верю и сам

...................................................
Вот дожьдь идет, мы с тараканом
Сидим у мокрого окна
И вдаль глядим, где из тумана
Встает желанная страна
Как некий запредельный дым
Я говорю с какой-то негой:
Что, волосатый, улетим! -
Я не могу, я только бегать
Умею! -
Ну, бегай, бегай
Название:
Отправлено: Злой сок от 19 Январь, 2007, 10:16:47 am
А если нет любимого поэта?
Просто нравятся некоторые поэты, которых проходили в школе: Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Маршак...
Специально других не читал.
Название:
Отправлено: xavoC от 19 Январь, 2007, 10:51:32 am
Можете прояснить смысл темы? Нужно проголосовать за любимых поэтов-атеистов? Назвать/процитировать любимые стихи про атеизм? Провести соцопрос среди атеистов? Или формулировка "Атеизм и поэзия" всего лишь отдаёт дань тематике форума ("Атеизм и ..."), точно так же, как в McDonald's обычный продукт шотландизируется неизменной приставкой "Мак-"?  :lol:
Название:
Отправлено: xavoC от 19 Январь, 2007, 10:55:58 am
Цитата: "дорогой леонид ильич"
Д. А. Пригов ...
У меня тоже есть любимые стихи Пригова. Вот, кстати, про Бога:

25-Й БОЖЕСКИЙ РАЗГОВОР
     Бог меня немножечко осудит
     А потом немножечко простит
     Прямо из Москвы меня, отсюда
     Он к себе на небо пригласит

     Строгий, бородатый и усатый
     Грозно глянет он из-под бровей:
     Неужели сам все написал ты? --
     -- Что ты, что ты -- с помощью Твоей!
     -- Ну то-то же
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 19 Январь, 2007, 15:02:59 pm
Цитировать
Можете прояснить смысл темы?

я тоже не понял, причем тут атеизм.
Название:
Отправлено: math от 19 Февраль, 2007, 22:31:10 pm
Тимур Кибиров

Из "Послания Ленке"

...Впрочем, Бог даст, образуется все. Ведь не много и надо
тем, кто умеет глядеть, кто очнулся и понял навеки,
как драгоценно все, как все ничтожно, и хрупко, и нежно,
кто понимает сквозь слезы, что весь этот мир несуразный
бережно надо хранить, как игрушку, как елочный шарик,
кто осознал метафизику влажной уборки.

(Нашел эту цитату в одной христианской книге.)
Название:
Отправлено: Руслан от 19 Февраль, 2007, 23:28:34 pm
Исса
 
Этот мир как росинка
   Всего лишь капелька росы
    И все же и все же…


 В буддизме наш быстротечный мир сравнивается с каплей росы. Роса живет очень немного, от времени перед рассветом и первыми лучами солнца, которое иссушает ее.
 А это хокку он написал, когда у него умер малолетний сын.
Название:
Отправлено: Коль-амба от 20 Февраль, 2007, 02:06:21 am
Цитата: "Д. А. Пригов"
С женою  под ручку вот Милицанер
Идет и смущается этим зачем-то
Ведь он государственности есть пример
Таки и семья — государства ячейка

Но слишком  близка уж к нечистой земле
И к плоти и к прочим приметам снижающим
А он — государственность есть в чистоте
Почти что себя этим уничтожающая
Как милицанер с выслугой в полных десять лет (за что и медаль соответствующую имею  :oops: ) подтверждаю: вышеизложенное есть истинная правда  8)
Название:
Отправлено: Vivekkk от 20 Февраль, 2007, 08:20:40 am
Не знаю почему автор не включил в перечень поэтов Есенина. Лично мне его творчество очень близко к душе. А так мне поэзия не нравиться,  - лучше прозу почитать, например, Чехова, Достоевского.
Название:
Отправлено: math от 20 Февраль, 2007, 09:53:34 am
Вот еще стихи Яна Твардовского

Не веруют деревья

Не веруют деревья все без исключенья
птицы не желают учить закон Божий
пёс в церковь ходит чрезвычайно редко
несведущи в вере
а такие послушные

Евангелия не знают жуки под корою
даже тмин белый на меже тишайший
у дороги камни
на щеках слёзы
не знают францисканцев
а такие все бедные

к проповедям глухи праведные звёзды
ландыши что близки мне стало быть одиноки
горы что спокойны терпеливы как вера
любови с пороком сердца
а такие все чистые

1976, 1980
перевод Н. Астафьевой


Не страшись

Не страшись любить только веруй
Матерь Божья Царица всё в Её власти
переживёт режим переживёт разлуку
сердце как старый Вертер страдать не разучилось

а любовь даёт что даёт и больше
больше чем разумеешь ибо вся Оттуда
а смерть вот диво не конец а начало

1987, 1989
перевод С. Аверинцева
Название:
Отправлено: Поцелуй от 23 Февраль, 2007, 08:04:21 am
1.

Бог знал, кому и сколько дать ума,
Когда венчал религию на царство.
Но церковь бы не справилась одна,
Когда б не помогало государство.
Торговлей справедливою удар
Наносится и спереди, и сзади;
Нам рабство преподносится как дар,
Как способ представления к награде.
Фемида или вера – все слепа,
В суде и церкви разницы немного,
Раз действия юриста и попа
Вершатся так и так по воле бога.

По рублику свеча, по два – иконка;
Религия – как хитрая бабенка.

2.

Религия – как хитрая бабенка –
Пленяет показною красотой;
Играет и рассчитывает тонко,
С умом распоряжается казной.
И власти в позолоченные руки
Почтительно вручив святой Грааль,
Надеется главенствовать в науке
И пестовать культуру и мораль, –
Подумаешь, старея и седея…
Тут главное – запомнить навсегда:
Любая, даже дряхлая, идея
В союзе с государством молода.

А то, что эта истина верна,
Давным-давно усвоила она.

3.

Давным-давно усвоила она,
Как следует с народом обращаться;
Задумываться паства не должна,
Но ей весьма полезно обольщаться.
Для этого отделывают храм
И тонут в ослепительных обрядах…
Теряется и гаснет тут и там
Последний отблеск разума во взглядах.
Мышление как функция сердец
Чертовски восприимчиво к догматам;
В гармонии сознание овец
С любым религиозным постулатом.

Всяк молится с покорностью ягненка.
Невежество – вот лучшая гребенка.

4.

Невежество – вот лучшая гребенка,
И знают парикмахеры эпох,
Что делать со слезинками ребенка
И как уничтожать чертополох.
Не нужно ни окопов, ни редутов,
Не следует пугать людей стрельбой;
Толпа религизозных институтов
Сольется с человеческой толпой.
Когда бы люди сами выбирали
Увенчанных крестом учителей…
О счастье обретения морали,
О двухтысячелетний юбилей! –

В озерах широко раскрытых глаз
Не мысли – но один сплошной экстаз.

5.

Не мысли – но один сплошной экстаз;
Не знания – обилие загадок;
Не чувства – но поток бессвязных фраз;
Не взлет – эпилептический припадок.
Стоят плечом к плечу, локтем к локтю
Крестящиеся, шепчущие люди,
Уверенно прижатые к ногтю,
Похожие, как ломтики на блюде,
Хозяйскою разложены рукой
Гостям проголодавшимся в угоду,
И молятся, довольные собой,
И что-то там вещают про свободу.

Свобода, бог, любовь – не все ль едино,
Покуда люди славят господина?

6.

Покуда люди славят господина,
Владыкам мира бунты не грозят;
Потокам преградит пути плотина,
И волны их откатятся назад.
Властителю не нужно восхищенья;
И ненависть взбесившейся толпы –
Не более, чем повод для прощенья,
Поскольку ненавистники глупы.
И в пропасть увлекаемы химерой,
Достойны сожаления они;
Навязанною свыше ложной верой
Отравлены их суетные дни.

На фоне темноты народных масс
Устойчив управленческий каркас.

7.

Устойчив управленческий каркас,
А все ж его надолго не хватает;
Правитель не смыкает ночью глаз –
"Радеет за народ". Навек мечтает
Любого осчастливить дурака,
Без устали придумывает льготы…
Но планка у народа высока –
Не ценит он отеческой заботы.
Работает вполсилы, хочет спать,
Есть досыта и требует богатства;
На площади желает выступать,
А там недалеко до святотатства.

Но все-таки пока стоит плотина,
И в обществе – стабильная картина.

...
 
продолжение)

8.

И в обществе – стабильная картина,
И люди – как положено, глупы;
Но будит повседневная рутина
Спонтанные реакции толпы.
Ей нужно перемен, порывов страсти,
Войны и возвышения себя;
Неграмотная чернь стремится к власти,
Цвет нации безвременно губя.
Есть способ сохранить разграниченье,
Есть способ укрепить водораздел;
Даешь для идиотов развлеченья
И зрелища взамен великих дел!

Вот так и сохраняют статус-кво,
Спокойствие и власти торжество.

9.

Спокойствие и власти торжество,
Как правило, не ищут оправданий;
Наука не заменит волшебство,
Прогнозами не вытеснить гаданий.
Познание доступностью своей
И верностью навязанным порядкам
Отталкивает многих – тем сильней,
Чем более пристрастия к загадкам.
И подвиги прославленных отцов
Критически осмысливают дети;
Но это не отказ от образцов,
Не видение мира в новом свете.

Основа тех застывших представлений –
Покамест только повод для сомнений.

10.

Покамест только повод для сомнений
Отжившие концепции дают;
Но редко ли в эпоху столкновений
Фанатики в куски короны бьют?
Раз общество всегда негармонично
И любит обновление оправ,
То все в нем развивается циклично;
Конфуций положительно был прав.
Чем свято сохранить свои секреты,
Но в крайности немыслимые впасть,
Все лучше укрепить авторитеты,
Расшатывая собственную власть,

Приблизив понимание того,
Что гений – далеко не божество.

11.

Что гений – далеко не божество,
Казалось бы, давно известно миру;
Хромает, впрочем, логика его
И слаженно он молится кумиру.
Что может тем молитвам помешать
Коль скоро даже шанс свою свободу,
Отвлекшись на поклон, не удержать –
Приятен в данном случае народу?
Прекрасно! в фантастическом раю
Готовые довольствоваться малым,
Согласны люди быть в одном строю;
Согласны!.. Лишь бы бог был генералом.

Как следствие: не опыт поколений,
Но только божество дарует гений.

12.

Но только божество дарует гений,
Уверенно скандируют вокруг.
За строчками иных стихотворений
Конечно же, стоит небесный дух.
В преддверии бесславного итога,
Который ожидает большинство,
Не зря же говорят – талант от бога;
Не всякий удостоится его.
И даже если правды в этом мало,
Последуем за мыслью до конца
И выясним, что строки "Капитала"
Написаны с согласия Творца.

С тех пор он надиктовывал тома –
Так может, глупость – рай, а не тюрьма?

13.

Так может, глупость – рай, а не тюрьма?
Глупцу вполне достаточно молиться;
И если знанье свет, незнанье тьма,
То первому сподручнее пролиться
Туда, где нет извилин. А потом
Какой же будет хохот – там, за гробом, –
Над тем, кто в мире не был дураком!
Не зря на положении особом
У господа святая простота,
А также шизофреников армады;
Уродство, как иная красота,
Давно к себе приковывает взгляды.

Знать, истина является сама –
Бог знал, кому и сколько дать ума.

14.

Бог знал, кому и сколько дать ума.
Религия – как хитрая бабенка;
Давным-давно усвоила она:
Невежество – вот лучшая гребенка;
Не мысли – но один сплошной экстаз.
Покуда люди славят господина,
Устойчив управленческий каркас
И в обществе – стабильная картина.
Спокойствие и власти торжество –
Основа тех застывших представлений,
Что гений – далеко не божество,
Но только божество дарует гений.

Так может, глупость – рай, а не тюрьма?
Бог знал, кому и сколько дать ума…
 
[/b]
Название:
Отправлено: math от 23 Февраль, 2007, 09:19:44 am
Интересно, почему у атеистов не удаются стихи? Вроде бы ничем их Бог не обделил, вот только стихи настоящие писать не получается.  :(
Название:
Отправлено: math от 23 Февраль, 2007, 09:56:49 am
Ян Твардовский

В МАРТЕ

В марте появляются
грач
сорока
чибис
неясыть
цапля
посткоммунистка товарищ ворона
только Бога не видно
не хочет беспокоить неверующих
1995


Если

Если мне начинают высказывать
что я ни на что не годен
что пишу чепуху
что ограничен как рыба
что даю на себя взглянуть исключительно в профиль
что всё что я выдумал хорошо но лет пятьдесят назад

я улыбаюсь — мой Боже
всего лишь
сколько можно сказать обо мне и похуже
1980


Я ДОВЕРИЛСЯ ДОРОГЕ

Я доверился дороге
узкой
такой очертя голову
с рытвинами по колено
такой неуместной как поздняя ноябрьская свёкла
и вышел на луг — стоит святая Агнесса
—   наконец-то — говорит
—   я уже беспокоилась
что пошёл ты иначе
прямее
по асфальту
автострадой в небо — с наградой от министра
и что черти тебя взяли
1981, 1986
Название:
Отправлено: Коля от 24 Февраль, 2007, 14:23:35 pm
Цитата: "math"
Интересно, почему у атеистов не удаются стихи? Вроде бы ничем их Бог не обделил, вот только стихи настоящие писать не получается.
По той же причине, по которой они не удаются верующим, наверно... У них тоже стихи настоящие писать не получается. В Коране даже особо сказано, что за поэтами следуют заблудшие.

Наверно, настоящий поэт не может быть по-настоящему верующим. Он чувствует по-другому.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 24 Февраль, 2007, 18:50:06 pm
согласен. идеологичность заводит в тупик.
очень хорошо сказала Цветаева: "все поэты - жиды".
Название:
Отправлено: math от 24 Февраль, 2007, 19:19:10 pm
Думаю, дело не только в идеологичности.

Поэзия связана с двумя вещами, совмещением "двух бездн": с глубиной человека, не укладовающейся в никакую "физиологию", и с высотой взгляда на жизнь "с высоты птичьего полета". И то, и другое связано со "смыслом жизни", что никакая наука не опишет. И то, и другое и есть религиозный взгляд на человека и мир.

Что-то подобное описано у Честертона в эссе "Хор" (http://www.chesterton.ru/essays/3.asp).

Хорошая поэзия всегда несет в себе печать веры, даже если поэт считает себя неверующим (что случается нечасто). Так мне кажется.
Название:
Отправлено: Коля от 24 Февраль, 2007, 22:55:04 pm
Цитата: "math"
Хорошая поэзия всегда несет в себе печать веры
Да, но это какая-то... (шёпотом) не наша вера!
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 25 Февраль, 2007, 06:41:59 am
Цитировать
Хорошая поэзия всегда несет в себе печать веры, даже если поэт считает себя неверующим (что случается нечасто).
боюсь, что Вам просто кажется. Иначе как бы появились Рембо, Бодлер, Альфр. де Виньи (...).
ДЛИ
Цитировать
согласен. идеологичность заводит в тупик.

я, кажется, был отлько отчасти прав. Трудно представить Маяковского без "фотографией на белой стене".
ницше (чел-ское, слишком чел-ское, отд.4, аф146):

"Художник имеет более слабую нравственность в отношении истины, чем мыслитель,.он отнюдь не хочет лишиться права на блестящие, глубокомысленные истолкования жизни и борется против трезвых, простых методлов и выводов. Внешне он ратует за высшее достоинство и значение человека., в едйствительности же он не намерен отказываться от условий, при к-рых его исс-во может производить НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ - т. е. от всего фантастического, мифического, неверного (...)"
Название:
Отправлено: math от 25 Февраль, 2007, 15:33:04 pm
Цитата: "дорогой леонид ильич"
боюсь, что Вам просто кажется. Иначе как бы появились Рембо, Бодлер, Альфр. де Виньи (...).


Наверное, мы по-разному понимаем слово "вера". Не читали статью Аверинцева "Ритм как теодицея"?

Виньи не читал, а Рембо и Бодлер, на мой взгляд, хорошие поэты, т.е., в их стихах есть опыт Абсолюта (или свободы; как сказал один современный богослов, "вера есть опыт свободы"), т.е., опыт веры . Недаром, Пастернак, например, переводил Бодлера.
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 25 Февраль, 2007, 17:26:28 pm
math
Цитировать
Наверное, мы по-разному понимаем слово "вера".
да. я имею в виду самое распространенное значение.
Цитировать
Не читали статью Аверинцева "Ритм как теодицея"?

к сожалению, нет. А что, прикольно?
Название:
Отправлено: math от 25 Февраль, 2007, 18:28:37 pm
Цитата: "дорогой леонид ильич"
Цитировать
Не читали статью Аверинцева "Ритм как теодицея"?
к сожалению, нет. А что, прикольно?


Просто круто: Ритм как теодицея. (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/2/aver.html)

("...если я вижу в чем религиозную ценность пушкинской поэзии, так уж не столько в учтивом ответе владыке Филарету или в переложении преп. Ефрема Сирина, сколько в неуклонной верности контрапункту, в котором человеческому голосу, говорящему свое, страстное, недоброе, нестройное, отвечает что-то вроде хора сил небесных — через строфику, через отрешенную стройность ритма...")
Название:
Отправлено: Игнатка от 26 Июль, 2007, 16:08:03 pm
Из перечисленных -- Блок.  А ещё мне нравятся гарики Игоря Губермана.
Название:
Отправлено: Коль-амба от 27 Июль, 2007, 01:06:21 am
Цитата: "math"
Хорошая поэзия всегда несет в себе печать веры, даже если поэт считает себя неверующим
Соглашусь лишь при условии, что вера в данном случае может не носить религиозного характера. Как, например, вера в (не-божественную - социальную, что ли...) справедливость, вера в лучшее.
Цитата: "math"
(что случается нечасто)
А вот это уже куда более спорно. На мой так взгляд, соотношение здесь практически одинаковое. Более того, полагаю, что отношение к религии НИКАК не влияет на способность (и потребность) писать хорошие, настоящие стихи.
Название:
Отправлено: Hyaina от 27 Июль, 2007, 07:16:11 am
Лермонтов, Грибоедов, Цветаева, Северянин, Есенин, Ахматова, Высоцкий - приблизительный перечень.
Название:
Отправлено: Игнатка от 29 Июль, 2007, 09:02:16 am
Цитата: "дорогой леонид ильич"
очень хорошо сказала Цветаева: "все поэты - жиды".

Нет, она сказала "Да какой поэт в России -- не негр?" ("Мой Пушкин")
Название:
Отправлено: дорогой леонид ильич от 29 Июль, 2007, 09:50:16 am
Гетто избранничеств. Вал и ров.
Пощады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты — жиды!

Марина-Цветаева. Поэма конца.
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=burgin&id=7 (http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=burgin&id=7)
Название:
Отправлено: math от 29 Июль, 2007, 11:22:16 am
Цитата: "Коль-амба"
А вот это уже куда более спорно. На мой так взгляд, соотношение здесь практически одинаковое. Более того, полагаю, что отношение к религии НИКАК не влияет на способность (и потребность) писать хорошие, настоящие стихи.


Мне представляется, что на способность писать хорошие стихи сказывается осознанная или неосознаваемая вера в нечто "высшее", "нетленное", "вечное". Хорошие стихи, как мне кажется, всегда подразумевают "Sub specie aeternitatis" (лат.) - "с точки зрения вечности".

Христианство дополняет этот взгляд тем, что очень высоко ставит человека (догмат о Боговоплощении) и очень высоко ставит общение, диалог, любовь (догмат о Троице); конечно, все это можно впитать не через изучение богословия, а просто с европейской культурой. (Мандельштам: "В наше время каждый культурный человек - христианин".) Впрочем, это уже менее важные вещи.

Согласитесь, что, с этой точки зрения, вера больше способствует такому отношению к миру и человеку, которое рождает хорошие стихи, чем безверие.

Как сказал Станислав Ежи Лец:
"Я неверующий ровно настолько,
насколько поэт может быть
неверующим".  :D
Название:
Отправлено: math от 29 Июль, 2007, 11:48:09 am
УОЛТ УИТМЕН

TЕБЕ

Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговорить
со мною, почему бы тебе не заговорить со мною?
Почему бы и мне не начать разговора с тобой?

СТРАШНОЕ СОМНЕНЬЕ ВО ВСЕМ

Страшное сомненье во всем,
Тревога: а что, если нас надувают?
Что, если наша вера и наши надежды напрасны
И загробная жизнь есть лишь красивая сказка?
И, может быть, то, что я вижу: животные, растения, холмы,
люди, бегущие, блистающие воды,
Ночное, дневное небо, краски и формы, может быть (и даже
наверное), это одна только видимость, а настоящее нечто
еще не открылось для нас.
(Как часто они встают предо мной без покрова, будто затем,
чтобы посмеяться надо мною, подразнить меня,
Как часто я думаю, что ни я, ни другие не знаем о них ничего.)
Но эти сомнения исчезают так странно перед лицом моих
друзей, моих милых,
Если тот, кого я люблю, пойдет побродить со мною или сядет
рядом со мною, держа мою руку в своей,
Что-то неуловимо-неясное, какое-то знание без слов и мыслей
охватит нас и проникнет в нас,
Неизъяснимой, неизъясняемой мудростью тогда я исполнен,
тихо сижу и молчу, ни о чем уже больше не спрашиваю,
Я все же не в силах ответить на свои вопросы обо всем,
окружающем нас, о смерти и о жизни за гробом,
Но что мне за дело до них, я спокойно сижу и хожу,
Тот, чья рука в моей, разогнал мои тревоги вполне.

ЕСЛИ КОГО Я ЛЮБЛЮ

Если кого я люблю, я нередко бешусь от тревоги, что люблю
напрасной любовью,
Но теперь мне сдается, что не бывает напрасной любви, что
плата здесь верная, та или иная.
(Я страстно любил одного человека, который меня не любил,
И вот оттого я написал эти песни.)

ПРИСНИЛСЯ МНЕ ГОРОД

Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне снилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало,
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого города,
В каждом их слове и взгляде.

ТЕБЕ

Кто бы ты ни был, я боюсь, ты идешь по пути сновидений,
И все, в чем ты крепко уверен, уйдет у тебя из-под ног и под
руками растает,
Даже сейчас, в этот миг, и обличье твое, и твой дом, и одежда
твоя, и слова, и дела, и тревоги, и веселья твои,
и безумства - все ниспадает с тебя,
И тело твое, и душа отныне встают предо мною,

Ты предо мною стоишь в стороне от работы, от купли-продажи,
от фермы твоей и от лавки, от того, что ты ешь, что ты
пьешь, как ты мучаешься и как умираешь.

Кто бы ты ни был, я руку тебе на плечо возлагаю, чтобы ты
стал моей песней,
И я тихо шепчу тебе на ухо:
"Многих женщин и многих мужчин я любил, но тебя я люблю
больше всех".

Долго я мешкал вдали от тебя, долго я был как немой,
Мне бы давно поспешить к тебе,
Мне бы только о тебе и твердить, тебя одного воспевать.

Я покину все, я пойду и создам гимны тебе,
Никто не понял тебя, я один понимаю тебя,
Никто не был справедлив к тебе, ты и сам не был справедлив
к себе,
Все находили изъяны в тебе, я один не вижу изъянов в тебе,
Все требовали от тебя послушания, я один не требую его от тебя.
Я один не ставлю над тобою ни господина, ни бога: над тобою
лишь тот, кто таится в тебе самом.

Живописцы писали кишащие толпы людей и меж ними одного -
посредине,
И одна только голова была в золотом ореоле,
Я же пишу мириады голов, и все до одной в золотых ореолах,
От руки моей льется сиянье, от мужских и от женских голов
вечно исходит оно.

Сколько песен я мог бы пропеть о твоих величавых и славных
делах,
Как ты велик, ты не знаешь и сам, проспал ты себя самого,
Как будто веки твои опущены были всю жизнь,
И все, что ты делал, для тебя обернулось насмешкой.
(Твои барыши, и молитвы, и знанья - чем обернулись они?)

Но посмешище это - не ты,
Там, в глубине, под спудом затаился ты, настоящий.
И я вижу тебя там, где никто не увидит тебя,
Пусть молчанье, и ночь, и привычные будни, и конторка,
и дерзкий твой взгляд скрывают тебя от других и от самого
себя, - от меня они не скроют тебя,
бритые щеки, нечистая кожа, бегающий, уклончивый взгляд
пусть с толку сбивают других - но меня не собьют,

Пошлый наряд, безобразную позу, и пьянство, и жадность,
и раннюю смерть - я все отметаю прочь.

Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было и у тебя
Ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя,
Ни дерзанья такого, ни терпенья такого, какие есть у тебя.

И какие других наслаждения ждут, такие же ждут и тебя.
Никому ничего я не дам, если столько же не дам и тебе,
Никого, даже бога, я песней моей не прославлю, пока
не прославлю тебя.

Кто бы ты ни был! иди напролом и требуй!
Эта пышность Востока и Запада - безделица рядом с тобой,
Эти равнины безмерные и эти реки безбрежные - безмерно
безбрежен и ты, как они,
Эти неистовства, бури, стихии, иллюзии смерти - ты тот,
кто над ними владыка,
Ты по праву владыка над природой, над болью, над страстью,
над каждой стихией, над смертью.

Путы спадают с лодыжек твоих, и ты видишь, что все хорошо
Стар или молод, мужчина или женщина, грубый, отверженный
низкий, твое основное и главное громко провозглашает себя
Через рожденье и жизнь, через смерть и могилу, - все тут
ничего не забыто! -
Через гнев, утраты, честолюбье, невежество, скуку твое Я
пробивает свой путь.

КОГДА Я СЛУШАЛ УЧЕНОГО АСТРОНОМА

Когда я слушал ученого астронома
И он выводил предо мною целые столбцы мудрых цифр
И показывал небесные карты, диаграммы для измерения звезд,
Я сидел в аудитории и слушал его, и все рукоплескали ему,
Но скоро - я и сам не пойму отчего - мне стало так нудно
и скучно,
И как я был счастлив, когда выскользнул прочь и в полном
молчании зашагал одинокий
Среди влажной таинственной ночи
И взглядывал порою на звезды.

ИЗУМЛЕНИЕ РЕБЕНКА

Мальчишкою малым, бывало, замолкну и с изумлением
слушаю,
Как в воскресных речах у священника бог выходит
всегда супостатом,
Противоборцем людей или мыслей.


КРАСИВЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Женщины сидят или ходят, молодые и старые,
Молодые красивы, но старые гораздо красивее.

ЗАКОНЫ ТВОРЕНИЯ

Законы творения
Для могучих художников и вождей, для молодой поросли
просветителей и совершенных поэтов Америки,
Для благородных ученых и будущих музыкантов.

Все да входят в единый ансамбль мироздания, в слитную
истину мироздания,
Ничто не должно нарушать законы вселенной, дабы все труды
говорили о высшем законе, законе неповиновения.

В чем, по-вашему, суть творения?
Чем, по-вашему, можно насытить душу, кроме свободы ходить
где угодно и никому не повиноваться?
Что, по-вашему, я твержу вам на сотни ладов, кроме того, что
каждый мужчина и каждая женщина не уступают Богу?
И что нет Бога божественнее, чем Вы сами.
И что именно это в конечном счете подразумевают все мифы,
древние и сегодняшние.
И что вы или каждый должны подходить к творениям в свете
этих законов.

ЧУДЕСА

Ну кто же теперь верит в чудеса?
А я вот во всем вижу чудо:
Проходя по улицам Манхаттена,
Глядя поверх крыш на далекое небо,
Бродя босиком по самой кромке прибоя
Или стоя под деревом где-то в лесу,
Говоря днем с теми, кого я люблю, и по ночам лежа в постели
с теми, кого я люблю,
Или за столом, пируя с друзьями,
Разглядывая незнакомых людей, сидящих напротив в вагоне,
Или следя, как пчелы вьются над ульем в летний полдень,
Или как стадо пасется в лугах,
Любуясь на птиц, или на чудесных стрекоз,
Или на чудо заката, или на звезды, светящие спокойно и ясно,
Или на крутой, восхитительно тонкий изгиб молодого
весеннего месяца;
Все это и остальное для меня чудеса,
Слитые вместе, и каждое в отдельности - чудо.

Для меня каждый час дня и ночи есть чудо,
Каждый кубический дюйм пространства - чудо,
Каждый квадратный ярд земной поверхности - чудо,
Каждый фут в ее глубину полон чудес.

Для меня море открывает все новые чудеса:
Рыбы - скалы - движение волн - корабли - их команда, -
Каких вам еще надо чудес!

ДРЯХЛЫЙ, БОЛЬНОЙ, Я СИЖУ И ПИШУ

Дряхлый, больной, я сижу и пишу,
И мне тягостно думать, что ворчливость и скука моих
стариковских годов,
Сонливость, боли, запоры, унынье, сварливая мрачность
Могут просочиться в мои песни.

СТАРИКОВСКОЕ СПАСИБО

Стариковское спасибо, - пока я не умер,
За здоровье, за полуденное солнце, за этот неосязаемый воздух,
за жизнь, просто за жизнь,
За бесценные воспоминания, которые со мною всегда (о тебе,
моя мать, мой отец, мои братья, сестры, товарищи),
За все мои дни - не только дни мира, но также и дни войны,
За нежные слова, ласки, подарки из чужих краев,
За кров, за вино и мясо, за признание, которое доставляет мне
радость
(Вы, далекие, неведомые, словно в тумане, милые читатели,
молодые или старые, для меня безымянные,
Мы никогда не видались и никогда не увидимся, но наши души
обнимаются долго, крепко и долго),
За все, что живет, за любовь, дела, слова, книги, за краски
и формы,
За всех смелых и сильных, за преданных, упорных людей,
которые отстаивали свободу, во все века во всех странах,
За самых смелых, самых сильных, самых преданных (им особую
лавровую ветвь, пока я не умер, - в битве жизни отборным
бойцам,
Канонирам песни и мысли, великим артиллеристам, вождям,
капитанам души),
Как солдат, что воротился домой по окончании войны,
Как путник, один из тысяч, что озирается на пройденный путь,
На длинную процессию идущих за ним,
Спасибо, говорю я, веселое спасибо! от путника, от солдата
спасибо!
Название:
Отправлено: farmazon от 29 Июль, 2007, 14:50:26 pm
:lol:
с причала рыбачил апостол Андрей
а Спаситель ходил по воде
и Андрей доставал из воды пескарей
а Спаситель погибших людей
и Андрей закричал: я покину причал
если ты мне откроешь секрет!
а Спаситель ответил: спокойно, Андрей!
никакого секрета здесь нет

видишь там на горе
возвышается крест
под ним - десяток солдат
повиси-ка на нем
а когда надоест
возвращайся назад
гулять по воде гулять по воде
гулять по воде со мной

- но Учитель! на касках блистают рога
черный ворон кружит над крестом
объясни мне сейчас пожалей дурака
а распятье оставь на потом

онемел Спаситель и топнул в сердцах
по водной глади ногой
- ты и верно дурак! - и Андрей в слезах
побрел с пескарями домой

видишь там на горе
возвышается крест
под ним - десяток солдат
повиси-ка на нем
а когда надоест
возвращайся назад
гулять по воде гулять по воде
гулять по воде со мной
Название: Re: Атеизм и поэзия. (любимый поэт)
Отправлено: Аксан от 10 Февраль, 2011, 09:37:41 am
И всё же
НАШЕ ВСЁ.

Мой любимый поэт. И любимыми его поэтами были были Парни и Вольтер.
И не Соломон. (прозаик мать его)

«Война старых и новых богов», в которой пародирована Библия  - оказала на него большее влияние.

Цитировать
по поручению Бенкендорфа и императора указывал на необходимость запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина.»[44]

Цитировать
Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.

   
Цитировать
Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, — так было означено и на билетах, а между тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и выразил попечителю своё прискорбие по этому поводу. Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием! Из дневника А. В. Никитенко.[44].
Ни ко двору и ни к приходу.
Название: Re: Атеизм и поэзия. (любимый поэт)
Отправлено: Аксан от 17 Февраль, 2011, 18:03:00 pm
И даже после смерти он гоним.
http://rodonews.ru/news_1296248537.html (http://rodonews.ru/news_1296248537.html)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Название: Re: Атеизм и поэзия. (любимый поэт)
Отправлено: vaguda от 27 Февраль, 2011, 17:07:36 pm
Цитата: "Аксан"
И даже после смерти он гоним.
http://rodonews.ru/news_1296248537.html (http://rodonews.ru/news_1296248537.html)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Кубанский священник переиздал сказку Пушкина, заменив в ней попа на купца

Краснодар. 25 февраля. ИНТЕРФАКС - Клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал сказку Александра Пушкина "О попе и работнике его Балде".

При этом он заменил в ней попа на купца. Обновленную сказку выпустили тиражом 4 тыс. экземпляров. Книги подарят воскресным школам и будут продавать в церковных лавках, сообщает телеканал НТК.

На издание книги потратили полгода, иллюстрации придумывали местные художники.

Отец Павел выяснил, что сказка была издана лишь после смерти Пушкина Василием Жуковским, который решил, что высмеивать священника некорректно, и заменил персонажа на купца.

До революции 1917 года сочинение Пушкина знали как "Сказку о купце", но в советское время решили вернуть первоначального героя.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=39668 (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=39668)