Автор Тема: Методология исторической науки: теории, факты, тенденции.  (Прочитано 74360 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 625
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Снег Север"
Ну вы же не руфус с вивеком – зачем писать заведомую чушь? Марксисты-историки, такие как Никифоров или Поршнев были редким счастливым исключением в советской исторической науке послесталинского периода. Я не раз цитировал Ю.Семенова...
Мда.  :roll:
Цитировать
Но беда данного определения феодализма, как я отмечал множество раз, что те же отношения владельца земли со свободным или полусвободным арендатором можно обнаружить (сюрприз!) во множестве «рабовладельческих» обществ.
Нет, это ваша личная беда ;) Ваши многочисленные отметки (как раз немногочисленные) антинаучны и демонстрируют ваше полное невежество в исторической науке. Вы даже не можете отделить рабовладельческий строй от феодального. Пошло не знаете исторических фактов. С вами не спорить надо, а учить.
Цитировать
В реальной действительности мешало ОЧЕНЬ МНОГОЕ. Например то, что многие майоратные земли продавать нельзя было никак, а продажа крепостных в Западной Европе была невозможна, по меньшей мере, уже к 12-13 вв.
И это "очень многое"? Опять демонстрируете незнание исторических фактов. Феодалы просто сгоняли крестьян, продавали крестьян без земли и т.д. Одно дело, когда феодал садил на барщину крестьянина, то есть, к примеру, крестьянин обязан был 5 дней в неделю работать на земле барина и на барина, а оставшиеся два дня - на "своей" земле (это господствующий вид ренты в раннем феодализме), а в более поздние времена, феодал мог отдать всю землю крестьянам за определенную плату (это и есть коммутация ренты, о чем вы писали, но так и не поняли смысл написанного), а могли вообще согнать крестьян с земли, нанять наемных рабочих и разводить овец (как это было в Англии в период, т.н. "огораживания"). Факты учите.

Более того, в России еще XIX века продажа крестьян была очень распространена. Вешали даже публичные объявления о такой продаже. Даже императору пришлось вмешаться и попросить помещиков не публиковать такие объявления.

Вообще, крепостное право - важнейшая характеристика феодальной формации, производственных отношений в этот период. И неправда, что европейский сеньор XII века не мог продать крестьянина! Правда в том, что не мог продать без земли, но продать с землей мог. Цена крестьянской семьи входила в общую цену за землю.

Да и такие формы эксплуатации как право первой ночи и т.д. очень хорошо демонстрируют власть сеньора над крестьянином (а были и право мертвой руки и др.).

Например, «Книга бургундских обычаев» (Coutumier bourguignon), составленная и снабженная комментариями в конце XIV века, утверждает, что, согласно одному из таких «обычаев» (речь идёт о крепостных крестьянах), «когда мужчина женится в чужом поместье и приводит жену к себе, то если он в первую ночь заставит её лечь под господина, то ничего не теряет, ибо приобретает женщину для господина и включает её в его состояние».

В документе, датированном 1419 г., владелец Ларивьер-Бурде (в Нормандии) объявлял: «В названном случае я также имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моём владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокуплённого к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой в том случае, когда её муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей».

В 1538 году владелец поместья Луви-Субирон, взыскивал с крестьян различные сборы и пошлины, в том числе и cuissage (право первой ночи), — и всё это с целью как можно выгоднее продать свой феод. В другом случае ссылка на cuissage также была использована помещиком для того, чтобы увеличить список своих законных прав и тем самым взимать с крестьян как можно больше.

Даже массовая культура отразила в себе эти "права". В «Ста новых новеллах» — сочинении 1462 года, написанному по заказу бургундского герцога Филиппа Доброго в тридцать второй новелле рассказывается о францисканских монахах из Каталонии, взимавших с женщин «десятину» в зависимости от числа половых сношений, которые те имели со своими мужьями. Но поскольку францисканцам было запрещено прикасаться к деньгам, они были вынуждены получать свою десятину «натурой», то есть в виде тех же половых сношений. Все женщины без исключения платили свою десятину, и лишь несколько старушек заявили о своем нежелании это делать, предложив братьям-францисканцам получать её «тканями, простынями, думками, покрывалами, подушками и прочими подобными вещами».

В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от права первой ночи относительно своих подданных.

В фильме «Храброе сердце» (англ. Braveheart) Мэла Гибсона (1995) феодал шотландского борца за независимость Уильяма Уоллеса заявляет свое "право первой ночи". Чтобы избежать притязаний тирана, Уоллес и его невеста Маррон венчаются тайно. Уоллес отбивает Маррон у пытающихся её изнасиловать английских солдат. Однако Маррон не успевает убежать из деревни и местный шериф перерезает ей горло. Уоллес является с повинной, но вместо сдачи начинает бой с солдатами.

Все это не возникло на пустом месте. И такие права не могли существовать в условиях ведения крестьянином якобы независимого товарного производства на своей земле.  (это вообще, характеристика капиталистического фермерского хозяйства, а не феодально-крепостного хозяйства крестьян Средних веков).

Учите факты.  

Цитировать
В таком случае вам предстоит узнать еще очень многое. Поинтересуйтесь значением ростовщического капитала в истории крестовых походов, падении ордена тамплиеров и множестве других событий.
Только полный невежда будет придавать факту накопления средств орденом тамплиеров господствующее или существенное значение для феодальной формации! Не играл ни ростовщический, ни торговый капитал в ранний период феодализма и в период развитого феодализма важной роли, не имел определяющего, главного, господствующего значения, но, естественно, своей историческое значение имел, а и стал иметь существенное значение в период позднего феодализма (напомню, что наука выделят три периода феодализма, и выделяет не просто так, с потолка, а на основании научного исследования базиса данной формации). Поэтому, собственно, и называют период истории с V по XVII век - периодом феодализма, периодом Средних веков. Главное, историки, анализируя феодализм, капитализм, рабовладение и т.д., кладут в основание своего анализа совсем иные критерии, а именно характер производственных отношений и уровень производительных сил, то есть, по т.н. базису. Все остальное - второстепенные вещи, в науке истории имеющие небольшое значение.
Цитировать
Я называл к какому периоду эта цифра относится – к ранней империи, когда насыщенность рабами считается максимальной. А саму цифру вы можете даже в википедии найти. Там же поясняется, почему раньше соотношение рабы/свободные сильно преувеличивалось – в большинстве источников рассматривалось число рабов и свободных только в самом городе Рим и ближних его окрестностях, где и вправду было несоразмерно большое число рабов. Но при рассмотрении населения всей империи, картина резко изменяется.
Ужас.  :roll:  Да вы просто статистику посмотрите количества проданных рабов еще в Афинах! Рабов продавали тысячами, а вы пишите 8%. Бред.
Цитировать
В любой специальности учебник используют только для начального знакомства с предметом, а далее – только свежие специальные работы, статьи и монографии. Из которых зачастую вырисовывается картина, существенно от учебников отличная.
Еще один образчик дилетантского бреда. По учебникам и лекциям в любом вузе готовят специалистов, профессионалов, а не дилетантов, имеющих только начальное знакомство с предметом. Вы еще и всю систему высшего образование обосрали. Помимо зубрежки лекций и учебников, студенты зубрят и статьи, и монографии, а также имеют обязательную практику с 3 курса (в архиве, археологических полевых работах и т.д.).

Более того, если, скажем, в учебнике по Средним векам академика Сказкина (от 1977 года) дано одно определение феодализма и описаны исторические факты, а в учебнике по Средним векам проф. Карпова (от 2008 года) дано то же самое определение феодализма и описаны почти те же самые исторические факты, то не возникает ли в вашем недоразвитом мозгу, что это не случайно? Что есть уже в 1977 году установленные исторические факты, истинные выводы, которые нет основания опровергать?

Какие статьи, какие монографии вы лично можете назвать по Средним векам? Ну, скажите? Да вы их не знаете и не можете знать, а знаете то, что дает вам дурацкая википедия да не рецензируемые статьи дилетантов в истории типа Фоменко.

Все остальные достижения исторической науки, которые выдержали проверку практикой и научной критикой, сразу попадают в тексты учебников, в лекции профессоров. Да и рецензируемых журналов по истории у нас не так много.

Удивительно, что многие думают, что историей могут заниматься все, кому не лень. Что это просто, что не требуется никакого таланта и труда. Шариковщина, чистой воды, и главный Шариков на этом форуме - Снег Север.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Очередную порцию безграмотного бреда Вивека и не имеющие никакого отношения к делу цитаты комментировать не буду. Потому, что комментарии получились бы просто матерными.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 625
  • Репутация: +13/-0
Цитаты не имеют отношения к предмету разговора только на первый взгляд. Они демонстрируют власть феодала над крестьянином, личную зависимость крестьянина от феодала. Поэтому такие вопросы как сгон с земли крестьян, продажа крестьян и т.д. разрешаются сами собой, хотя при том при всем они имеют фактическое подтверждение.

Насчет "безграмотного бреда" Снегу Северу стоит обратиться к зеркалу, а лучше не к каким-то неизвестным статьям неизвестных ученых, а к известным учебникам по истории Средних веков, к известным статьям известных ученых-медиевистов (например, таких как проф. Карпов, академик Сказкин, Гуревич и т.д.). От себя я ничего не добавлял и ничего не придумывал, так как не являюсь профессиональным ученым-историком. Все, что утверждается мной - утверждается современной российской исторической наукой. Возможно, я где-то утрирую, где-то передергиваю, но я и не собирался утомлять читателей длиннющими историческими текстами, списком научных источников и литературы. Да и доказывать истинность, реальность приводимых мной выводов, исторических фактов я и не стремился. Есть книжки, есть институты истории, есть профессора и доктора исторических наук, есть энциклопедии и многотомные "всемирные истории" (даже в электронном виде, в интернете). Не лень - читайте.

Предлагаю модератору темы далее пресекать перепалки (как и мои, так и других участников), а посты не соответствующие теме вовсе удалить. По сути, ничего нового по методологии исторической науке мы не сказали. Топчемся около формационной, цивилизационной, культурно-исторической теорий, и ничего больше сказать не можем. Не можем даже проанализировать эти теории, выявить в них истинное и ложное, реальное и выдуманное.

Да и думаю, обсуждать подобные темы должны специалисты (или хотя бы бакалавры) по истории, не говоря уже об ученых. А то много времени уходит на пустые споры по поводу тривиальных вещей, на ликбез. Все это мешает поиску, размышлению, а следовательно, ухудшает возможность эврики решения.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Цитата: "Vivekkk"
Насчет "безграмотного бреда" Снегу Северу стоит обратиться к зеркалу, а лучше не к каким-то неизвестным статьям неизвестных ученых, а к известным учебникам по истории Средних веков, к известным статьям известных ученых-медиевистов...
По вопросу устройства солнечной систему следует обращаться не к неизвестным статьям неизвестных ученых Коперника и Галилея, а к известным учебникам астрономии известного ученого Птолемея... :lol:  :lol:  :lol:  :lol:
Цитата: "Vivekkk"
Предлагаю модератору темы далее пресекать перепалки (как и мои, так и других участников), а посты не соответствующие теме вовсе удалить.
В таком случае из вашей писанины не останется в форуме ничего.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
В дополнение к уже доказанному тезису про развитые товарно-денежные отношения в средневековой Европе, выкладывают ссылку и краткое содержание статьи:
С.М.Стам «Борьба за городской соляной рынок в Тулузе в XI - XII вв.» (стр. 101-115)
Европа в средние века: экономика, политика, культура, сборник статей, издательство «Наука» Москва 1972
Цитировать
Изучение проблемы складывания городского рынка заставляет обратиться к истории торговли таким специфическим товаром, как соль. В силу своего исключительного значения в питании человека и географической ограниченности мест добычи, соль являлась одним из древнейших объектов обмена. Торговля солью относится к догородским видам торговли и несомненно старше возникновения средневекового городского рынка... Об этом говорят данные, дошедшие до нас от раннего средневековья. Доходы от солеварен и соляных рынков в послеримские времена сделались королевской регалией, а в период наступившей феодальной раздробленности в той или иной форме были присвоены графами и другими местными сеньорами. Там, где соль добывалась и откуда она вывозилась в другие районы, там, где производилась продажа соли, между феодалами разгоралась острая борьба за право обладания солеварнями, добытою солью, соляными рынками и рыночными соляными пошлинами. При этом особенную настойчивость проявляли церковные сеньоры...

... Уже в начале XI в. количество соли, доставляемой в Базьеж, было, видимо, значительным, если между 1005 и 1010 гг. местные сеньоры жаловались на то, что ослы, на которых «готы» привозят соль, наносят ущерб посевам. Видимо, возникающий город начинал предъявлять повышенный спрос на соль — как для засола рыбы (на Гаронне ловились лосось, минога, угорь), так и особенно для засола мяса. В этой зоне схождения и обмена зерна, продуктов животноводства и вина солонина являлась существенной составной частью рациона и важным товаром на рынке продовольствия. Затем, чем дальше тем больше, соли требовало быстро развивавшееся кожевенное ремесло. В таких условиях торговля солью обещала немалые выгоды, и большой соляной рынок в Базьеже должен был рано привлечь к себе жадные взоры феодальных владык этого района...

... Расширение торговли солью на базьежском рынке привлекало новые феодальные элементы, стремившиеся поживиться за счет этого выгоднейшего товара. А сен-серненские кононики неукоснительно старались вытеснить отсюда всякого возможного соперника. Так, в 1153 г. Сен- Сернен добился от неких братьев де Сен-Мишель и от их племянника отказа в пользу аббатства от тех двенадцати мер соли, которые те ухитрялись присваивать на базьежском рынке. Чтобы упрочить свои позиции в Базьеже, аббатство начало настойчиво приобретать в этом местечке дома и усадьбы с помощью дарений и, главным образом, путем получения феодов. Насколько позволяют судить дошедшие до нас грамоты, инфеодация служила здесь лишь средством прикрытия покупки, которая совершалась зачастую независимо от согласия сеньоров приобретаемой собственности, что вызывало споры и тяжбы. Но Сен-Сернен весьма мало считался с этими мелкими сеньорами, как и с самими сеньорами Базьежа. Еще в 20 — 30-х гг. XII в. аббатство подчинило себе и Эстап. Из изложенного, очевидно, следуют два вывода: 1) с помощью рыночных пошлин феодалы — владельцы базьежского рынка, аккумулировали в своих руках значительные массы соли; 2) главной целью этого присвоения была продажа собранной соли — крупные феодалы, причастные к соляному рынку, особенно Сен-Серненское аббаство, сами были крупнейшими продавцами соли. Но кому они ее продавали? Вероятно, не жителям маленького Базьежа.

... Основную массу соли из Базьежа в Тулузу привозили оптовые купцы — солеторговцы (salinarii). Где бы они ни намеревались продавать свой товар, они не могли миновать Тулузы; они обязаны были ввезти соль в город и разгрузить ее на Соляной площади у графского соляного склада. После этого они могли продать соль графу и тогда тут же получали за нее деньги. Если же сделка не состоялась, они могли везти соль из города и продавать ее, где пожелают. Но при этом они должны были дважды уплатить графу пошлину: с каждого вьюка два денье в городских воротах и столько же — на соляном рынке, В Тулузе же продавать соль кому бы то ни было, кроме графа, они не имели права. Мы не знаем, существовала ли какая-то определенная такса, но не вызывает сомнения, что в условиях всепоглощающей графской монополии не могло быть и речи о свободной игре рыночных сил, о сколько-нибудь свободном складывании цены на данный товар. Пользуясь своим складочным правом, граф имел множество способов для оказания давления на солеторговцев. Как. явствует из текста хартии, наиболее ходовым приемом было задержание оплаты привезенного товара, без одновременного разрешения на вывоз соли из города, что ставило купцов в крайне затруднительное положение (соль сгружена, животные не кормлены, перспективы сделки неясны, а время дня уже, быть может, препятствует выезду из города) и вынуждало их отдавать графу соль по самой низкой цене. Хартия Альфонса-Журдена 1141 г. лишь несколько смягчала, но отнюдь не отменяла графской складочной монополии. Хартия эта содержала одно важное нововведение: она предоставляла право закупки соли для перепродажи, помимо особых солеторговцев, также любому жителю Тулузы — «мужчинам или женщинам этого города».
Цитирование на этом заканчиваю, желающие могут прочитать дополнительные подробности по ссылке. Отмечу еще, что только пошлины (без «ножниц» цен) приносили феодальным сеньорам баснословный, по тем временам, доход в тысячи тулузских солидов. Для сравнения отмечу, что один солид примерно соответствовал размеру дневного заработка квалифицированного ремесленника.

Такое вот «натуральное хозяйство»... :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 625
  • Репутация: +13/-0
СС, лучше бы вы молчали. А так снова продемонстрировали полное непонимание понятия "натуральное поместное хозяйство", а также незнание периодизации феодальной общественно-экономической формации. Торговля солью (или рабами, или шёлком, или оружием, или ещё чем) приносила прибыль, но она не имеет прямого отношения к сложившемуся натуральному хозяйству поместий в период раннего феодализма (V-XI вв.), как не имеет прямого отношения к капиталистической формации. Вы на факте торговли делаете неверные выводы, что показывает ваше непонимание, так сказать, теоретической истории. Смысла лично вам что-то доказывать я не вижу, если учесть уже написанное и уже приведённые ссылки на учебную и научную литературу.

Ваши неумелые попытки опровергнуть теорию общественно-экономических формаций только идут ей на пользу, а ваши на пару с Векшиным идиотские выводы о наличии социализма в Древнем Востоке и отсутствии в период раннего феодализма натурального хозяйства в Европе опровергаются не только источниками, но и научным анализом социально-экономических отношений, сложившихся в данный период времени на Востоке и в Европе.

Повторю ещё раз тезис: в период раннего феодализма в Европе преимущественно крестьянами велось натуральное хозяйство, которое включает в себя следующие факты: производства максимального разнообразия продуктов потребления (от хлеба до оружия) в границах феодального поместья, слабое разделение труда (в частности, ремёсленного от сельскохозяйственного), низкий уровень качества орудий труда и т.д. При натуральном хозяйстве феодал отчуждал прибавочный продукт путём продуктовой ренты (это основной вид эксплуатации в этот период), то есть произведённые крестьянским хозяйством продукты потреблялись самими крестьянами и самим феодалом. Господствующее в экономике данного периода натуральное хозяйство предопределило политическую раздробленность Европы (т.н. феодальная раздробленность), так как феодалы не имели зависимости друг от друга экономически (хотя это не мешало им торговать солью или ещё чем).

Всё это подтверждается наличием исторических фактов, давно уже установленных в работах учёных масштаба Сказкина или Авдиева. Сегодня этот тезис также подтвержден (например, в работах профессора МГУ им. Ломоносова Карпова. Возьмите его последний учебник по истории Средних веков от 2008 года).

Вы просто не понимаете смысл понятия "базис" в теории ОЭФ, путая факт торговли с базисными экономическими отношениями.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Гн. Vivekkk, ваши перлы меня неизменно радуют, и сейчас вы меня порадовали снова. Особенно тем, как удачно вы расставляете всякие умные слова, совершенно не заботясь об их содержании. В результате достигается совершенно неподражаемый комический эффект, который можно сравнить только с заключительной частью бессмертных записок советника Поприщева...
Однако я действительно, допустил некоторую промашку – предполагая, что мою предыдущую заметку и цитату будут читать люди грамотные, а не тупые невежды, не разжевал всё подробно.

Во-первых, феодальный экономический базис характеризуется вовсе не «продуктовой рентой», как полагают некоторые невежды, а земельной рентой, которая является основным способом присвоения прибавочного продукта.
Во-вторых, натуральное и товарное пр-во различаются не видом продукта, а назначением производства – при натуральном пр-ве продукт производится для собственного потребления, при товарном – для продажи (обмена). Если товарное производство захватывает целый регион, то это – крупное товарное производство.
В-третьих, отождествлять крупное товарное производство с капитализмом – безграмотность и глупость.

Важность процитированной статьи в том, что а) она показывает экономические отношения при раннем феодализме (XI - XII вв.), б) показывает наличие крупного товарного производства в эту эпоху, в) показывает глубокую вовлеченность класса феодалов в данное производство и г) наглядно опровергает мифы о «натуральности» раннесредневекового хозяйства.

Quod erat demostrandum.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 625
  • Репутация: +13/-0
Суть моего тезиса - в доминировании натурального хозяйства в период раннего феодализма (V-XI вв.). Этот тезис - не моя выдумка, а положение исторической науки. Более подробно с ним можно ознакомиться, как в учебнике по Средним векам академика Сказкина (от 1977 года издания. Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов университетов, обучающихся по специальности «История»), так и в учебнике по Средним векам профессора Карпова (от 2008 года. Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и институтов Российской академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.).

Цитирую по первому учебнику (Т.2) по поводу причин возникновения капитализма:

Цитировать
...Рост производительных сил сказался на развитии товарного производства, товарно-денежных и рыночных отношений. Элементы товарного производства и обмен известны были и в период раннего средневековья, но тогда, в условиях преобладания натуральных форм хозяйства, они имели подчиненное значение.

Иную картину представлял собой поздний период феодализма. В XV в. товарно-денежные отношения проникли во все хозяйственные сферы феодального общества. С каждым годом городское ремесло производило все больше товаров. Увеличилось количество городов и численность их населения, а также богатство, сила и значение горожан.

Глубоко проникли товарно-денежные отношения и в деревни. С ростом городов и городского населения, с возникновением районов торгового земледелия возрастал обмен между городом и деревней. Сельские побочные промыслы успешно конкурировали с городским ремеслом. Денежная форма феодальной ренты (с многообразием видов, присущим периоду разложения феодализма) стала господствующей в передовых странах Западной Европы.

Поскольку крестьянин должен был платить феодалу в качестве ренты деньги, становился продавцом продуктов, что расширяло рыночные связи. Возрастала хозяйственная   самостоятельность крестьянина, а также его заинтересованность в повышении производительности своего труда. Одновременно домениальное хозяйство все больше сходило на нет, выступал на рынке главным образом покупателя товаров, а не продавца...

Здесь
История Средних веков (в 2-х томах) / акад. С.Д. Сказкина.

Советую начать изучение с первого тома, в котором раскрывается сущность феодализма, основные формы ренты в раннем периоде феодализма. Сначала о историке М.Блоке:

Цитировать
...В первые десятилетия XX в. лишь немногие буржуазные медиевисты сохраняли традиции более комплексного понимания сложного и многостороннего подхода к феодализму. Так, известный бельгийский медиевист Анри Пиренн (1862—1935) продолжал придерживаться концепции, близкой к теории «двух феодализмов», и критиковал с этих позиций Допша. Не принимал чисто политического понимания феодализма и выдающийся французский медиевист Марк Блок (1886—1944). Еще в 20-е годы он решительно выступил против концепции А. Допша. В 1929 г. Блок стал одним из основателей журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась одна из наиболее плодотворных школ в современной буржуазной медиевистике.

В своих работах 30-х — начала 40-х годов М. Блок продолжал развивать традиции многопланового изображения и понимания феодального строя, наметившиеся еще у отдельных представителей позитивистской медиевистики. Он мыслил феодализм как единый общественный строй, определяемый условиями существования данного общества. Социальные признаки этого строя он видел не только в вассальных связях внутри класса феодалов или политической структуре, но и в крестьянско-сеньориальных отношениях, которые, как и вотчинный строй в целом, считал неотъемлемым, органическим элементом феодализма. Однако, оставаясь на плюралистических методологических позициях, М. Блок был непоследователен и противоречив в развитии этой точки зрения. Он утверждал, в частности, что вотчина, или «сеньория», во Франции и других западноевропейских странах возникла задолго до феодализма «в собственном смысле слова», имея в виду систему ленного права.

Иными словами, М. Блок, критиковавший позитивистских историков за их факторный подход, сам, по сути дела, возвращался к эклектической теории двух феодализмов. Другое противоречие его взглядов проявлялось в том, что, отводя в определении феодального строя столь большую роль крестьянско-сеньориальным отношениям, Блок отрицал их решающее для всей структуры общества значение. Решающим же фактором, определявшим, в конечном счете, все стороны феодального строя, он, подобно Ж. Флакку, считал систему личных связей всеобщей зависимости и покровительства, в которой видел выражение социально-психологических мотивов и представлений, порожденных примитивностью жизненного уклада, быта и мышления эпохи раннего средневековья. Поэтому, хотя М. Блок сделал очень много для изучения и понимания целостной картины развития феодального общества во Франции и вообще в Западной Европе, его концепция феодализма в целом оставалась противоречивой и эклектичной...

Затем о генезисе феодализма и сущности натурального хозяйства в период раннего средневековья:

Цитировать
...исследования советских медиевистов убеждают в том, что при всех своеобразиях процесса генезиса феодализма у отдельных народов и в разных странах в основе его повсюду лежат сходные предпосылки и закономерности. В первую очередь, повсеместно главное содержание этого процесса составляет не эволюция права и учреждений, государства, как считают многие буржуазные ученые, а изменения в отношениях собственности и определяемое ими формирование новых общественных классов, прежде всего класса непосредственных производителей феодального общества. Суть этих изменений состоит в том, что в ходе генезиса феодализма строй свободной общины типа марки сменяется повсеместным господством феодальной вотчины. Это относится не только к народам, у которых феодализм складывался бессинтезным путем, но отчасти и к областям синтезного развития, где в результате германских вторжений пусть временно или частично также укрепилась свободная община и вырос слой свободного крестьянства. В каких бы конкретных формах ни совершались эти изменения — в виде установления личных связей или в форме иммунитетных пожалований,— основу их составляло перемещение собственности из рук свободных крестьян-общинников в руки складывающегося класса феодалов...

...В феодальной вотчине и в феодальной деревнекаролингского периода господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется общим низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством. К. Маркс, ссылаясь, в частности, и на пример имений Карла Великого, указывает что «домашний ремесленный и мануфактурный труд как побочное производство при земледелии, образующем базис, является условием того способа производства, на котором покоится это натуральное хозяйство как в древней и средневековой Европе, так — еще до настоящего времени — и в индийской общине, где ее традиционная организация еще не разрушена».

В феодальной вотчине каролингского периода ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, и она обеспечивала феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занимались сами зависимые крестьяне или дворовые ремесленники, обслуживающие также население деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины.

Это, конечно, не значит, что в каролингский период вовсе не было торговли. Существовали рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались случайно образовавшиеся излишки, в том числе иногда зерна или шерсти, а покупалось лишь то, что нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, иногда оружие, а также предметы роскоши, привозимые иностранными купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными частями Каролингской империи не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовлетворяла только потребность верхушки общества в предметах роскоши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни...

Здесь.

В учебнике проф. Карпова написано то же самое.  Ссылку я нашёл на учебник 2003 года, но могу скинуть и учебник 2008 года (у меня есть они все).

Цитировать
...В феодальной деревне каролингского периода господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством.

В феодальной вотчине каролингского периода ремесленный то был соединен с сельским хозяйством, что обеспечивало феодал также основными изделиями ремесла. Производством одежды обуви и необходимого инвентаря занимались сами зависимые крес­тьяне или дворовые ремесленники, обслуживавшие также насе­ление деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины.

Это, конечно, не значит, что в каролингский период вовсе не было торговли. Существовали рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались излишки, в том числе иногда зерно или шерсть, а покупалось то, что чаще всего нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, металл, иногда оружие, а также предметы роскоши, пряности, привозимые иностранными купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными частями Каролингской империи не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовле­творяла только потребность верхушки общества в предметах рос­коши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень эко­номической жизни...

Здесь

Отмечу, что Каролингская держава - это, как раз, период раннего феодализма, где-то VII в. до середины IX века нашей эры. Это время генезиса феодализма, его появления на исторической арене.

Напомню, что феодализм подразделяют на три самостоятельных периода:

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю­щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от­ношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу­ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Здесь

Таким образом, СС и ему подобное ..., идите подучите историю или, если есть что сказать, пишите научные статьи против корифеев-медиевистов нашей российской и советской исторической науки. И когда вы сделаете переворот в науке, вот тогда я буду цитировать СС и ему подобных, а не Сказкина, Карпова и прочих учёных.

П.С. А вообще тема у нас не о том. Прошу модератора перенести все посты, посвящённые спору о наличии натурального хозяйства в ранний период феодализма в соот. тему. Спорим мы здесь о теориях, описывающих, объясняющих историю. Наша тема, скорее, историософская, чем историческая.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 625
  • Репутация: +13/-0
Цитата: "Снег Север"
Во-первых, феодальный экономический базис характеризуется вовсе не «продуктовой рентой», как полагают некоторые невежды, а земельной рентой, которая является основным способом присвоения прибавочного продукта.
У тебя память, видимо, отшибло. Я писал о трёх видах ренты: продуктовой (оброк), натуральной (барщина), денежной. Тебе просто не понять то, о чём я пишу, так как ты совершенно не знаешь истории. Невежда и врун.
Цитировать
Важность процитированной статьи в том, что а) она показывает экономические отношения при раннем феодализме (XI - XII вв.), б) показывает наличие крупного товарного производства в эту эпоху, в) показывает глубокую вовлеченность класса феодалов в данное производство и г) наглядно опровергает мифы о «натуральности» раннесредневекового хозяйства.
Ты даже не понял статью, которую цитируешь. Да и если ты думаешь, что одной статьёй можно разрешить все исторические вопросы, то это говорит о твоей некомпетентности в науке.

Одним словом, нет смысла с тобой разговаривать на эту тему. Ты невежественен, некомпетентен в ней, а я метать бисера перед свиньями не собираюсь.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Правила форума
Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное. Сенека.

Снег Север

  • Гость
Дорогой высокоученый гн. Vivekkk! Твои перлы продолжают меня радовать!
Сначала ты запостил некоторую простыню про V-XI вв., хотя в статье, и у меня ранее, всюду речь шла о XI-XII вв., так что это именуется "я ему про Фому, а он мне про Ерему"...
Потом сделал открытие в исторической науке про зависимость генезиса феодализма от "трёх видов ренты" - в науке почему-то последние пару веков считали, что феодализм базируется на земельной ренте, т.е. на эксплуатации, вытекающей из владения землей.
И, наконец, проявил чудеса вежливости, сразу после того, как имел наглость вынести мне предупреждение в другом разделе.

Продолжай в том же духе, деточка.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »