Очень характерно – отвечать на простой вопрос предельно сложным понятием.
Ваши проблемы – по мне так всё очень просто.
Но, как только мы пытаемся дать определение понятию «речь», то вспоминаем язык жестов шимпанзе.
Не надо пытаться изобретать велосипед – определение речи дано давно и жесты шимпанзе к речи не относятся (о дрессированных лабораторных животных – вопрос отдельный).
Но как быть с вирусами? Хрестоматийный пример «живого неживого».
Элементарно – вирусы не могут сами размножаться, без участия клеток.
И это уже не говоря о «мелочах», являющихся любимыми темами верующих, вроде появления живой клетки путем количественных изменений.
И что с того?
О чем, собственно, и было сказано: для дидактических (облегчения запоминания уже имеющихся знаний) и риторических (изложения своего мнения) целей диалектика весьма применима. Но для поиска нового знания – пас. Даже для систематизации знаний ей лучше не пользоваться.
В огороде – бузина.