Автор Тема: Логика и религия  (Прочитано 34790 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 592
  • Репутация: +1/-1
Re: Логика и религия
« Ответ #20 : 27 Май, 2011, 17:52:21 pm »
Цитата: "Kefir"
Цитировать
Наука о правильном мышлении – т.е. логика это и есть диалектика. А в частном случае, диалектика переходит в формальную логику.
Да?
А высшая математика в частном случае переходит в элементарную?
И почему диалектику ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ формальной логике (и вы в том числе)?
Цитировать
Гегель показал полную никчемность формальной логики ...
Вот как? А как же он .. опирался в своих рассуждениях? Не на формальную ли логику? Если нет, то на какую логику? На диалектическую? Но, чтобы на нее опираться, ее нужно сначала обосновать. С помощью чего?

И если "формальная логика полностью никчемна", как вы объясните существование математики? Что является доказательным инструментом математики, как не формальная логика? Уж не диалектика ли?
И что значит "показать никчемность логики", ..? Тут от вас требуются дальнейшие разъяснения.
...
\

ТЫК-ДЫК . . давно ж всем нормальным известно -
почему диалектику ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ формальной логике !

ПО НЕ МЫСЛИЮ - собственному ! ! !

Я этим остолопам тоже - много раз И ЗДЕСЬ . .
И В ДР ТЕМАХ : пытался втолковать О НЕОБХОДИМОСТИ -
обоснования их хвалёной диалектики ..

ЧЕМ ТО ! ! ! ГОРРР-АААЗДО БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫМ . .

Цитата: "KWAKS"
Цитата: "Kefir"
Начнем с того, что ... Коль скоро мы говорим, что диалектика – это «высшая логика», то мы тем самым признаем, что диалектика – это (как и формальная логика) наука о правильном мышлении. А не о реальном мире.

Тут, конечно, можно долго препираться ..
и т.д. Заранее согласен. Но ...

 ... Однако . . .
\

1. Однако, не то чтобы долго - но и вообще . . .
совершенно незачем препираться ..

Если наука о правильном мышлении -

не о реальном мире, ТОГДА - О ЧЁМ ОНА ?

Разве что - об .. завихрениях !
==

2. .. - ДЕМОНСТРАЦИЯ . .

- об очередных СС-совских завихрениях !
==
\

НИКТО, конечно и не внял - Гласу Разума . .

Как и раньше - нносятся со своей диалектикой . .
как идиоты с сумОЙ РАЗ-ПИЗ-ной ! ! !
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Снег Север

  • Гость
Re: Логика и религия
« Ответ #21 : 28 Май, 2011, 16:23:43 pm »
Цитата: "Kefir"
Цитировать
Наука о правильном мышлении – т.е. логика это и есть диалектика. А в частном случае, диалектика переходит в формальную логику.
Да?
А высшая математика в частном случае переходит в элементарную?
Разумеется!
Даже не в очень частном случае – про преобразования Хэвисайда вы, надеюсь, слыхали?
Цитата: "Kefir"
И почему диалектику ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ формальной логике (и вы в том числе)?
По той же причине, по которой элементарную алгебру противопоставляют высшей математике. В элементарной алгебре НЕЛЬЗЯ брать логарифм  или корень четной степени из отрицательного числа, а в высшей математике – МОЖНО.
Аналогично, в формальной логике запрещено любое противоречие, действует «закон исключенного третьего», а в диалектической логике – НЕ запрещено и НЕ действует.
Цитата: "Kefir"
Цитировать
Гегель показал полную никчемность формальной логики для правильного мышления.
Вот как? А как же он это сделал? На что он опирался в своих рассуждениях?
А вы возьмите и прочитайте...
Или, если слишком сложно, почитайте более простой и понятный разбор вопроса у Ильенкова.
Цитата: "Kefir"
И если "формальная логика полностью никчемна", как вы объясните существование математики? Что является доказательным инструментом математики, как не формальная логика?
А зачем мне «объяснять существование математики»?! Что тут объяснять? Что есть инструмент ФОРМАЛЬНОГО мышления? Да, есть.
Если вы не в курсе, то сообщаю, что некоторые великие математики, Пуанкаре, например, считали, что в математике по-настоящему важны фантазия и интуиция, а не формально-логический аппарат, последний они оставляли школьникам...
Цитата: "Kefir"
Я говорил, что «реальный мир вообще не может быть противоречив, поскольку противоречить друг другу могут только высказывания и суждения, а они существуют только субъективно – в нашем сознании». Что тут "первое" и "второе"? И где же тут нарушение логики?
Да, у вас с формальной логикой совсем плохо...
Объясняю подробно: у вас есть посылка А «противоречить друг другу могут только высказывания и суждения» и вывод из посылки Б, что поэтому «реальный мир вообще не может быть противоречив». Так вот, Б из А не следует логически никак. Если не понятно почему – откройте любой учебник формальной логики и узнайте. Намек – неверен «универсум» силлогизма, субъективный мир это тоже часть реального мира.
Более того, и правильность посылки А ничем не подтверждена. Вам так хочется, но это – не основание... :lol:

Цитата: "Kefir"
Объясните в таком случае, почему работают доказательства «методом от противного».
Объясняю – эти доказательства работают ТОЛЬКО в заранее определенных частных рамках. А вовсе не везде и не всегда.
Цитата: "Kefir"
Пожалуйста, целых два примера: геометрия Евклида и теория пределов. Могу назвать и другие примеры.
и то и другое – НЕ теории. Под теориями я, как и все философы-материалисты, понимаю обобщения представлений о материальном мире. С некоторыми оговорками – обобщения в социальном мире. Математика не является наукой о реальном мире (кстати, это придумал не я, я прочитал это еще студентом у известного физика Фейнмана).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
Re: Логика и религия
« Ответ #22 : 28 Май, 2011, 16:28:49 pm »
Поправка - в последнем предложении следует читать "Математика не является наукой о материальном или социальном мире"... и далее то тексту.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Kefir

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 40
  • Репутация: +0/-0
Re: Логика и религия
« Ответ #23 : 29 Май, 2011, 21:13:26 pm »
Цитировать
Кефир: «А высшая математика в частном случае переходит в элементарную?»
Снег Север: «Разумеется! Даже не в очень частном случае – про преобразования Хэвисайда вы, надеюсь, слыхали?»
Увы, не слыхал. Про преобразование Фурье и Лапласа слыхал, про функцию Хевисайда слыхал, про преобразование Хевисайда не слыхал. Давайте что-нибудь попроще.

Цитировать
Кефир: «почему диалектику ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ формальной логике?»
Снег Север: «По той же причине, по которой элементарную алгебру противопоставляют высшей математике. В элементарной алгебре НЕЛЬЗЯ брать логарифм или корень четной степени из отрицательного числа, а в высшей математике – МОЖНО.»
Неверно.
Комплексные числа и операции с ними вводятся в элементарной математике. Так что корень четной степени из отрицательного числа легко берется в элементарной математике.
Высшая математика вводит лишь еще один инструмент для вычислений – формулу Эйлера.

Цитировать
Снег Север: «Аналогично, в формальной логике запрещено любое противоречие, действует «закон исключенного третьего», а в диалектической логике – НЕ запрещено и НЕ действует.»
Неверно.
Диалектика ни в коем случае не противоречит логике, а опирается на нее, так же как высшая математика опирается на элементарную.
Закон исключенного третьего гласит: «Любое утверждения является или истинным, или ложным». И этот закон продолжает действовать. И нет в диалектике логических противоречий, а есть противоположности, иногда неудачно называемые «диалектическим противоречием».

Цитировать
Снег Север: «Гегель показал полную никчемность формальной логики для правильного мышления.»
Кефир: «А как же он это сделал? На что он опирался в своих рассуждениях?»Снег Север: «А вы возьмите и прочитайте...»
Читал, читал, «Науку логики» читал. И опирается в ней товарищ Гегель на обычную логику (больше опираться-то и не на что). Так что нет никакого противоречия между логикой и диалектикой.

Цитировать
Кефир: "И если "формальная логика полностью никчемна", как вы объясните существование математики? Что является доказательным инструментом математики, как не формальная логика?"
Снег Север: «А зачем мне «объяснять существование математики»?! Что тут объяснять? Что есть инструмент ФОРМАЛЬНОГО мышления? Да, есть.»
Затем, что, по-вашему, «формальная логика ПОЛНОСТЬЮ НИКЧЕМНА». Но при этом вся математика основана на ней. Из никчемного может получиться только никчемное. Как же в таком случае объяснить исключительную эффективность математики?

Цитировать
Снег Север: «... некоторые великие математики, Пуанкаре, например, считали, что в математике по-настоящему важны фантазия и интуиция, а не формально-логический аппарат, последний они оставляли школьникам...»
В математике существуют две школы: интуиционизм и логицизм. Пуанкаре относился к первой школе. А другие великие математики (например, Пеано, Рассел, Гильберт) относились ко второй и придерживались прямо противоположной точки зрения.
Приводить мнение только одной из сторон – по меньшей мере недобросовестно.

Цитировать
Кефир: «Я говорил, что реальный мир вообще не может быть противоречив, поскольку противоречить друг другу могут только высказывания и суждения, а они существуют только субъективно – в нашем сознании».
Снег Север: «Да, у вас с формальной логикой совсем плохо...
Объясняю подробно: у вас есть посылка А «противоречить друг другу могут только высказывания и суждения» и вывод из посылки Б, что поэтому «реальный мир вообще не может быть противоречив». Так вот, Б из А не следует логически никак.»
Да нет, у меня-то с логикой все в порядке, а вот вы, похоже, не зря не любите логику: у вас с ней проблемы.
Объясняю еще раз, специально для великих диалектиков.
Посылка А: «противоречить друг другу могут ТОЛЬКО суждения». Это можно сформулировать в виде логической формулы: «Если есть противоречия, то есть суждения».
Отсюда сразу логически следует: «Если нет суждений, то нет противоречий».
Посылка Б: «Суждения существуют только в нашем сознании», иначе говоря, «В природе суждений не существует».
А теперь простейший силлогизм:
«В природе суждений не существует» и «Если нет суждений, то нет противоречий» ---> «В природе нет противоречий».

Окончание следует...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Kefir

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 40
  • Репутация: +0/-0
Re: Логика и религия
« Ответ #24 : 29 Май, 2011, 22:14:42 pm »
Окончание.
Цитировать
Снег Север: «...субъективный мир это тоже часть реального мира.»
Это вы, как я понимаю, говорите для того, чтобы оспорить мой тезис, что суждения существуют только в сознании, а не в реальном мире.
Так вот, «субъективный мир – часть реального мира» – это неверно. Учите диамат.
Однако на эту тему я разворачивать споры не хочу – это приведет к неконтролируемому экспоненциальному росту числа обсуждаемых вопросов. А еще и потому, что мне это не мешает. Для меня в контексте нашей дискуссии вполне достаточно, если вы согласитесь со следующей формулировкой:
«Высказывания и суждения не существуют за пределами сознания».

Цитировать
Снег Север: Более того, и правильность посылки А ничем не подтверждена.
Вы же упрекали меня в нелогичности. А истинность посылок лежит за пределами логики.
Что до существа, то посылка А состояла в том, что «противоречить друг другу могут только высказывания и суждения». Вы не согласны? Почему? Обоснование – на стол.
Только не говорите, что вы не согласны потому, что противоречить друг другу могут не только высказывания и суждения, но также и утверждения. Это было бы несерьезно.

Цитировать
Кефир: «Объясните в таком случае, почему работают доказательства методом от противного». Снег Север: «Объясняю – эти доказательства работают ТОЛЬКО в заранее определенных частных рамках. А вовсе не везде и не всегда.»
Это интересно.
В таком случае объясните, в каких случаях работает, а в каких нет. И почему все же работает в этих «некоторых» случаях. Ибо в этих случаях наличие противоречия говорит об ошибочности тезиса, что и требовалось доказать.
Кроме того, вы так ничего и не объяснили. Я просил объяснить, ПОЧЕМУ работает, а не декларировать, будто работает не всегда.

Цитировать
Кефир: «... геометрия Евклида и теория пределов.»
Снег Север: «и то и другое – НЕ теории. Под теориями я, как и все философы-материалисты...»
А-а-а, так вы философ-материалист?! Вау! Я трепещу!
Цитировать
Снег Север: «... понимаю обобщения представлений о материальном мире. Математика не является наукой о реальном мире»
А о чем же математика? О нереальном мире? Ну-ка, ну-ка!..
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
Re: Логика и религия
« Ответ #25 : 30 Май, 2011, 04:15:05 am »
Цитата: "Kefir"
про преобразование Хевисайда не слыхал.
Его еще называют операционным исчислением. Позволяет свести операции дифференцирования и интегрирования к умножению и делению на некоторый параметр а решение дифференциально-интегральных уравнений к решению простых алгебраических уравнений.
Цитата: "Kefir"
Неверно.
Комплексные числа и операции с ними вводятся в элементарной математике. Так что корень четной степени из отрицательного числа легко берется в элементарной математике.
Высшая математика вводит лишь еще один инструмент для вычислений – формулу Эйлера.
Верно у меня, неверно у вас. Комплексные числа к элементарной математике никогда не относились, они относятся к теории комплексных функций, разделу высшей математики.
Цитата: "Kefir"
Неверно.
Диалектика ни в коем случае не противоречит логике, а опирается на нее, так же как высшая математика опирается на элементарную.
Закон исключенного третьего гласит: «Любое утверждения является или истинным, или ложным». И этот закон продолжает действовать. И нет в диалектике логических противоречий, а есть противоположности, иногда неудачно называемые «диалектическим противоречием».
Опять, всё верно у меня, всё неверно у вас.
Закон исключенного третьего не действует уже даже в многозначной формальной логике – про трехзначную логику Лукасевича или четырехзначную логику Порецкого вы не слыхали?
«Не противоречит, а опирается» – вам самому не смешно от такой демагогии? Если в высшей теории разрешено то, что запрещено в низшей, это «опора», а не противоречие? Ну-ну...
Противоположности, составляя единство, образуют диалектическое противоречие – это азы диалектики и тут спорить просто не о чем, идите и поучите «матчасть».
Цитата: "Kefir"
Читал, читал, «Науку логики» читал. И опирается в ней товарищ Гегель на обычную логику (больше опираться-то и не на что). Так что нет никакого противоречия между логикой и диалектикой.
Значит, плохо читали – главного не заметили. Перечитайте еще раз.
Цитата: "Kefir"
Затем, что, по-вашему, «формальная логика ПОЛНОСТЬЮ НИКЧЕМНА». Но при этом вся математика основана на ней. Из никчемного может получиться только никчемное. Как же в таком случае объяснить исключительную эффективность математики?
Опять вам кол по формальной логики – из никчемного не обязательно возникает только никчемное. «Исключительная эффективность» математики – бред. В чем она «исключительно эффективна» - в своей собственной области? С таким же успехом можно заявить, что «исключительно эффективна» игра в шахматы.
Конечно, сейчас вы заявите какую-нибудь благоглупость, типа, что «область знания становится наукой, когда в нее приходит математика». Так я заранее сообщаю вам, что «цель расчетов – не числа, а ПОНИМАНИЕ». Т.е. математика – просто один из рядовых инструментов, годный для своей цели – как лопата или молоток. Молоток никчемен, если надо пилить или строгать, а не забивать. Так и формальная логика и математика никчемны, если нужно разбираться с устройством реального противоречивого мира за пределами формальных схем.
Цитата: "Kefir"
Объясняю еще раз, специально для великих диалектиков.
Посылка А: «противоречить друг другу могут ТОЛЬКО суждения». Это можно сформулировать в виде логической формулы: «Если есть противоречия, то есть суждения».
Отсюда сразу логически следует: «Если нет суждений, то нет противоречий».
Посылка Б: «Суждения существуют только в нашем сознании», иначе говоря, «В природе суждений не существует».
А теперь простейший силлогизм:
«В природе суждений не существует» и «Если нет суждений, то нет противоречий» ---> «В природе нет противоречий».
Вот только сейчас ваш силлогизм стал формально правильным - при условии правильности посылок. Но, на самом деле, обе посылки неверны.
Суждения являются «объективизированным субъективным», т.е. частью реального мира, «природы». Вы читаете суждения давно умерших людей и воспринимаете их – это значит, что эти суждения вовсе не плод лично вашего сознания, т.е. существуют объективно. Про то, что «в природе нет противоречий» уже и писать не стану – в любом учебнике диамата примеров таких противоречий навалом. Если лично вы чего-то в них не понимаете, то это – лично ваша проблема. Вон тупица Поппер из своей неспособности разобраться в диалектической логики вывел целую философию и до сих пор некоторыми воспринимается всерьез...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
Re: Логика и религия
« Ответ #26 : 30 Май, 2011, 04:36:10 am »
Цитата: "Kefir"
Так вот, «субъективный мир – часть реального мира» – это неверно. Учите диамат.
Выше уже показано, что суждения не являются только частью субъективного мира. Так что снова у вас всё неверно.
Цитата: "Kefir"
Что до существа, то посылка А состояла в том, что «противоречить друг другу могут только высказывания и суждения». Вы не согласны? Почему? Обоснование – на стол.
Обоснования – в любом учебнике диамата. Каждое единство противоположностей составляет диалектическое противоречие. Если же у вас некоторое специфическое понимание термина «противоречие», то это снова лично ваша проблема.
Цитата: "Kefir"
В таком случае объясните, в каких случаях работает, а в каких нет. И почему все же работает в этих «некоторых» случаях. Ибо в этих случаях наличие противоречия говорит об ошибочности тезиса, что и требовалось доказать.
Что вы доказали-то? Если в шахматной партии ладьей пойти, как конем, то противоречие хода правилам говорит об его ошибочности – с точки зрения правил. А если ход формально правилен – можете ли вы формально оценить, правилен ли он ДЛЯ ВЫИГРЫША ПАРТИИ? Нет, не можете, если рассматриваете только соблюдение правил, а не цель игры. Вот об этом я вам всю дорогу и толкую – правила являются вполне произвольной формальной схемой, а схему можно выбирать. У гроссмейстера Авербаха есть интересной исследование-реконструкция шахматной партии из одной средневековой поэмы. Он рассказывает, что реконструировав всю игру, стал в тупик перед финалом – он противоречил правилам игры! И только потом догадался – финал был дан по средневековым правилам ходов, которые отличались от нынешних! Вот вам наглядный пример противоречия.
Цитата: "Kefir"
Кроме того, вы так ничего и не объяснили. Я просил объяснить, ПОЧЕМУ работает, а не декларировать, будто работает не всегда.
Не понимаю, что я должен объяснять – что можно ввести некоторые правила и из них делать «правильные» и «неправильные» выводы? Возьмите любую игру с правилами – вот вам пример, он же – объяснение.
Цитата: "Kefir"
А о чем же математика? О нереальном мире?
Да – об абстрактном мире чисел и форм. Там, где удается описать поведение реального мира некоторой формальной схемой и подобрать ей соответствие из схем математики – получаем некоторую пользу от математики. А там, где не можем – обходимся. Фейнман, описывая распады частиц, не стал изобретать многостраничные формулы, а рисовал простенькие диаграммы – «диаграммы Фейнмана». И это оказывалось очень эффективно – для ПОНИМАНИЯ.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Kefir

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 40
  • Репутация: +0/-0
Re: Логика и религия
« Ответ #27 : 03 Июнь, 2011, 14:40:50 pm »
Цитировать
Кефир: про преобразование Хевисайда не слыхал.
Снег Север: Его еще называют операционным исчислением...
Вообще-то операционным исчислением называют преобразование Лапласа.
Я на досуге порылся в википедии. То, что вы назвали преобразованием Хевисайда, известно мне под названием «операторный (не путать с операционным) метод решения дифуров».
Чего я при этом не понял – это какое отношение оно имеет к нашей дискуссии.

Цитировать
Кефир: Комплексные числа и операции с ними вводятся в элементарной математике.
Снег Север: Комплексные числа к элементарной математике никогда не относились, они относятся к теории комплексных функций, разделу высшей математики.
Опять неверно.
В элементарной математике осуществляется пошаговое расширение понятия «число». Изложение начинается с множества натуральных чисел. Оказывается, операция вычитания выводит нас за это множество, поэтому понятие «число» обобщается путем введения отрицательных целых чисел. На новом множестве целых чисел не выполняется операция деления, поэтому понятие «число» снова расширяется путем введения рациональных, а затем и иррациональных чисел. Однако на новом множестве «вещественных» (или «реальных») чисел не выполняется извлечение корня. Поэтому понятие «число» еще раз расширяется путем введения мнимых чисел. Новое множество комплексных чисел позволяет выполнять все арифметические операции.
И все это делается в рамках элементарной математики.
Высшая математика начинается с линейной алгебры и анализа.
ТФКП опирается на понятие «комплексное число» и операции над ними, введенные в элементарной математике и занимается анализом (т.е. дифференциальным и интегральным исчислением) на множестве комплексных чисел (т.е. комплекснозначными функциями от комплексного аргумента).

Цитировать
Кефир: Диалектика ни в коем случае не противоречит логике, а опирается на нее, так же как высшая математика опирается на элементарную.
Закон исключенного третьего гласит: «Любое утверждения является или истинным, или ложным». И этот закон продолжает действовать.

Снег Север: Закон исключенного третьего не действует уже даже в многозначной формальной логике – про трехзначную логику Лукасевича или четырехзначную логику Порецкого вы не слыхали?
А вы про бесконечнозначную логику слыхали?
В двузначной логике функция истинности принимает только 2 значения: 0 (ложно) и 1 (истинно). В бесконечнозначной – любые значения между 0 и 1. Имеет место аналогия (хотя и не полная) между этой логикой и теорией вероятностей: функцию истинности можно рассматривать, как вероятность истинности высказывания.
Разве это противоречит обычной логике? Ни в коем случае. Так же, как арифметика на множестве вещественных чисел не противоречит арифметике на множестве натуральных чисел. Более того: все теоремы бесконечнозначной логики доказываются с помощью обычной логики.

Цитировать
Снег Север: «Не противоречит, а опирается» – вам самому не смешно от такой демагогии?
Никак нет. Если я скажу, что аналитическая геометрия не противоречит элементарной геометрии, а опирается на нее, вам же не будет смешно?

Цитировать
Снег Север: Противоположности, составляя единство, образуют диалектическое противоречие – это азы диалектики...
Вот тут вы в порядке исключения правы. Только ключевым словом в термине «диалектическое противоречие» является «ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ». Я уже говорил не раз, что этот термин неудачен, т.к. многие (и вы в том числе) ведутся на внешнее сходство слов и в результате путают понятия. Нужно четко понимать, что «диалектическое противоречие» и «логическое противоречие» – это не одно и то же, они имеют разную смысловую нагрузку. Диалектические противоположности ни в коем случае не противоречат друг другу в формально-логическом смысле.

Цитировать
Кефир: «Науку логики» читал..
Снег Север:
Значит, плохо читали – главного не заметили.
Хорошо читал.

Цитировать
Снег Север: ... из никчемного не обязательно возникает только никчемное...
В общем случае не обязательно, но в данном случае это так.
Почему математические вычисления всегда дают правильные результаты?
Например, почему мы можем быть уверены, что какой бы треугольник на плоскости мы ни взяли, сумма внутренних углов всегда будет равна 180°? Потому что это строго доказано с помощью формальной логики. Только логическое доказательство дает нам уверенность во ВСЕГДАШНЕЙ правильности результатов. Если же логика, как вы считаете, «никчемна», то у нас не может быть такой уверенности. В порядке исключения может иногда получиться и правильный результат, но мы не будем знать – какой правильный, а какой нет, и пользоваться такой математикой было бы невозможно. Поэтому математика, основанная на «никчемных» посылках, не отвечала бы своему предназначению, т.е. была бы тоже «никчемной».
Quod erat demonstrandum.

Цитировать
Снег Север: «Исключительная эффективность» математики – бред. В чем она «исключительно эффективна» - в своей собственной области? С таким же успехом можно заявить, что «исключительно эффективна» игра в шахматы.
1) Любая теория (также и физическая, а не только математическая) эффективна только в области своей применимости. Однако вы заявляете, будто математика – не наука. Надо, видимо,  понимать так, что в отличие от естественных наук (например, физики). Но чем же физика, по-вашему, лучше математики? Как мы видим, в плане применимости только в своей области они не различаются.
2) Исключительная эффективность математики состоит, например, в том, что если нам известны масса, начальная скорость и зависимость сопротивления воздуха от скорости, математика позволяет рассчитать траекторию снаряда. И расчетная траектория будет совпадать с фактической с исключительной точностью.

Цитировать
Снег Север: Конечно, сейчас вы заявите какую-нибудь благоглупость, типа, что «область знания становится наукой, когда в нее приходит математика».
Это не благоглупость, и именно это я и заявлю.
Кто-то из классиков естествознания сказал: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Почему? Очень просто: без математики отрасль знания является чисто качественной и описательной, т.е. сборищем фактов (коллекцией марок). Чтобы это сборище превратить в науку, нужно начать измерять и вычислять. Сэр Исаак Ньютон превратил тогдашнюю физику в современную науку, соединив ее с математикой. Алхимия стала химией трудами Лавуазье, который начал взвешивать и считать.

Цитировать
Снег Север: Так я заранее сообщаю вам, что «цель расчетов – не числа, а ПОНИМАНИЕ».
С этим можно согласиться. Но вы сами сказали: «цель РАСЧЕТОВ – не числа, а понимание» (я лишь иначе расставил акценты). Т.е. расчеты необходимы для понимания.

Цитировать
Снег Север: ... формальная логика и математика никчемны, если нужно разбираться с устройством реального противоречивого мира за пределами формальных схем.
Еще раз: реальный мир не противоречив в формально-логическом смысле (см. выше).
А разобраться с устройством реального мира означает ни что иное, как объяснить его с помощью формальных схем.

Цитировать
Кефир: ... Посылка А: «противоречить друг другу могут ТОЛЬКО суждения»... Посылка Б: «Суждения существуют только в нашем сознании»...
Снег Север: Вот только сейчас ваш силлогизм стал формально правильным - при условии правильности посылок...
Он с самого начала был правильным, только вы этого не понимали (или делали вид, что не понимали?), пока я вам все не разжевал шаг за шагом.
Я, вообще-то, исходил из того, что вы – человек образованный, на идиота не похожи, стало быть, способны самостоятельно додумать выпущенные логические ступеньки. Видимо, я кое в чем немного ошибся. Или вы все понимали с самого начала, но хотели повыпендриваться и свою образованность показать?

Цитировать
Снег Север:  Но, на самом деле, обе посылки неверны.
На самом деле обе посылки верны.

Цитировать
Снег Север: Суждения являются «объективизированным субъективным», т.е. частью реального мира, «природы».
Здассьте, приехали! Выходит, что сознание является материей?! К чему тогда основной вопрос философии?

Цитировать
Снег Север:  Про то, что «в природе нет противоречий» уже и писать не стану – в любом учебнике диамата примеров таких противоречий навалом. Если лично вы чего-то в них не понимаете, то это – лично ваша проблема.
Это вы чего-то не понимаете. Повторяю в десятый раз: в учебниках диамата полно «ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ противоречий» – т.е. примеров единства противоположностей. А не логических противоречий.

Цитировать
Снег Север:  Вон тупица Поппер из своей неспособности разобраться в диалектической логики вывел целую философию и до сих пор некоторыми воспринимается всерьез...
А-а, понимаю: Поппер – тупица... Хорошо, что есть на свете Снег Север, который, со свойственной ему мудростью, все понял и во всем разобрался, и теперь может указать тупице Попперу на его глупость.

Насчет доказательств методом от противного:
Если мы выдвигаем гипотезу, а логические следствия из нее приводят к логическим противоречиям, то эта гипотеза неверна. И это работает всегда, и на этом зиждется математика. И не только математика. Термодинамика, например, тоже (теорема Карно: «Не существует процесса, кпд которого выше, чем кпд цикла Карно» доказывается методом от противного). Кажется ясно? При чем тут конь и ладья?

Цитировать
Кефир: А о чем же математика? О нереальном мире?
Снег Север: Да – об абстрактном мире чисел и форм.
1) А, например, механика - о чем? Об абстрактном мире координат, скоростей, ускорений, сил и масс. Чем же физика лучше математики? Однако физику вы считаете наукой, а математику – нет. Чем вы руководствуетесь?
2) Мир чисел и форм вовсе не такой абстрактный, как кажется некоторым - забывающим о том, что числа и формы не высосаны из пальца, а взяты из реального мира. Так же, как силы и массы.

Цитировать
Снег Север: Фейнман, описывая распады частиц, не стал изобретать многостраничные формулы, а рисовал простенькие диаграммы – «диаграммы Фейнмана». И это оказывалось очень эффективно – для ПОНИМАНИЯ.
И для понимания, и для вычислений. Диаграммы Фейнмана есть ни что иное, как символическое исчисление. По аналогии с операционным исчислением. За каждой диаграммой стоит «многостраничная формула», как за «изображением» Лапласа стоит «прообраз».
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Снег Север

  • Гость
Re: Логика и религия
« Ответ #28 : 03 Июнь, 2011, 19:24:40 pm »
Цитата: "Kefir"
Вообще-то операционным исчислением называют преобразование Лапласа.
...Я на досуге порылся в википедии. То, что вы назвали преобразованием Хевисайда, известно мне под названием «операторный (не путать с операционным) метод решения дифуров».
В очередной раз убеждаюсь, что педивикию пишут законченные идиоты...
Хэвисайд вывел простые формулы и теоремы, которые позволяют заменять операции дифференцирования и интегрирования умножением и делением, а решение дифференциальных и интегральных уравнений – решением алгебраических уравнений. С помощью этих формул и теорем можно делать все, ни разу не вспоминая ни о преобразовании Лапласа, ни о вычетах и пр. В этом как раз и мощь метода.
А преобразование Лапласа может использоваться как один из вариантов формального обоснования метода. Но вот что еще важно – по Хэвисайду можно элементарно просто решать задачи, которые в классической математике неразрешимы, а требуют привлечения, например, аппарата обобщенных функций (таких, как дельта-функция Дирака). Стандартный формальный аппарат для этого был создан только в середине 20-го века. А Хэвисайд решал задачи за полстолетия до того – без всяких лишних обоснований.
Цитата: "Kefir"
Чего я при этом не понял – это какое отношение оно имеет к нашей дискуссии.
Это был наглядный пример сведения сложных задач высшей математики к элементарной алгебре. Вы уверяли, что такое не возможно.
Цитата: "Kefir"
В элементарной математике осуществляется пошаговое расширение понятия «число».
В элементарной математике не осуществляется никаких расширений понятия «число». Этим занимается теория чисел – тоже раздел высшей математики. В элементарной математике постулируют наличие целых и вещественных чисел и возможные операции с ними. Ничего более.
Цитата: "Kefir"
Разве это противоречит обычной логике? Ни в коем случае. Так же, как арифметика на множестве вещественных чисел не противоречит арифметике на множестве натуральных чисел. Более того: все теоремы бесконечнозначной логики доказываются с помощью обычной логики.
Противоречит и никак не доказывается «обычной логикой» (кстати, а что это – «обычная логика»?). Доказывается каждый раз в рамках той логики, которая рассматривается.
Цитата: "Kefir"
Если я скажу, что аналитическая геометрия не противоречит элементарной геометрии, а опирается на нее, вам же не будет смешно?
Будет очень смешно. Конечно, противоречит.
Цитата: "Kefir"
Только ключевым словом в термине «диалектическое противоречие» является «ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ».
Нет, ключевым словом является ПРОТИВОРЕЧИЕ. Именно противоречие – это фундамент логики развития. Отсутствие противоречий – тавтология.
Цитата: "Kefir"
Почему математические вычисления всегда дают правильные результаты?
Например, почему мы можем быть уверены, что какой бы треугольник на плоскости мы ни взяли, сумма внутренних углов всегда будет равна 180°? Потому что это строго доказано с помощью формальной логики.
Почему мы уверены, что А=А? Потому, что это строго доказано с помощью формальной логики. :lol:
Цитата: "Kefir"
Только логическое доказательство дает нам уверенность во ВСЕГДАШНЕЙ правильности результатов. Если же логика, как вы считаете, «никчемна», то у нас не может быть такой уверенности.
Правильность результатов доказывается не логикой, а общественно-исторической практикой. А с помощью логики можно сколько угодно доказывать прямо противоположные вещи, и они, формально, будут всегда правильными. Потому, что правильность результата определяется, прежде всего, правильностью посылок, а посылки формальная логика как раз и не проверяет принципиально.
Цитата: "Kefir"
Но чем же физика, по-вашему, лучше математики? Как мы видим, в плане применимости только в своей области они не различаются.
Вы, как и в случае с Гегелем, упорно ухитряетесь не видеть самого главного – реальности. Физика изучает процессы реального мира и она была и останется наукой, даже если в ней не будет ни грана математики. Математика же, вне реальных приложений – «игра в бисер», абсолютно никчемное и бесплодное занятие.
Цитата: "Kefir"
Кто-то из классиков естествознания сказал: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Почему? Очень просто: без математики отрасль знания является чисто качественной и описательной, т.е. сборищем фактов (коллекцией марок). Чтобы это сборище превратить в науку, нужно начать измерять и вычислять.
Вы напрасно приписали «классику» столь дичайшую глупость – он говорил абсолютно об ином. О том, что я только что написал выше. Вот математика как раз не отличается от коллекционирования марок.
Цитата: "Kefir"
Цитировать
Снег Север: Так я заранее сообщаю вам, что «цель расчетов – не числа, а ПОНИМАНИЕ».
С этим можно согласиться. Но вы сами сказали: «цель РАСЧЕТОВ – не числа, а понимание» (я лишь иначе расставил акценты). Т.е. расчеты необходимы для понимания.
И после иной расстановки акцентов получили глупость – расчеты МОГУТ помочь пониманию, но цель именно ПОНИМАНИЕ. И если что-то можно понять БЕЗ расчетов, то это – огромный плюс.
Цитата: "Kefir"
А разобраться с устройством реального мира означает ни что иное, как объяснить его с помощью формальных схем.
М-да... идеализм махровый и колосящийся... :lol:
Цитата: "Kefir"
Он с самого начала был правильным, только вы этого не понимали (или делали вид, что не понимали?), пока я вам все не разжевал шаг за шагом.
С самого начало он был формально бессмысленнен – что я вам, как любителю формальной логики, и указал. После этого вы его существенно изменили. Если вы попытаетесь заявить, что «до» и «после» – одно и то же, я вас стану очень больно бить... формальной же логикой. Так что лучше соглашайтесь сразу, что вначале сморозили чепуху.
Цитата: "Kefir"
Цитировать
Снег Север: Суждения являются «объективизированным субъективным», т.е. частью реального мира, «природы».
Здассьте, приехали! Выходит, что сознание является материей?! К чему тогда основной вопрос философии?
Основной вопрос философии – к ПЕРВИЧНОСТИ. И не более того. В данном случае первичность материального соблюдена – что вам непонятно? Повторю еще раз – если вы, я, Петр Петрович, Сидор Иванович читают записанные суждения некого классика и воспринимают их примерно равнозначно, то эти суждения существуют ОБЪЕКТИВНО. Ибо иначе такая равнозначность была бы чудом. Но, при этом, объективное существование этих суждения принципиально отличается от существования материальных предметов, поскольку целиком и полностью зависит от конкретного социума. Поэтому такое объективное существование в материалистической философии называют «объективизированным субъективным».
Цитата: "Kefir"
Если мы выдвигаем гипотезу, а логические следствия из нее приводят к логическим противоречиям, то эта гипотеза неверна. И это работает всегда, и на этом зиждется математика.
Если ваша гипотеза относится к математике или сильно математизированной области естествознания, то такая формалистика может быть принята.
В любом ином случае, это рассуждение следует считать глупостью, а следствия проверять опытом, а не логикой.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Kefir

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 40
  • Репутация: +0/-0
Re: Логика и религия
« Ответ #29 : 04 Июнь, 2011, 11:30:53 am »
Цитировать
Снег Север: В очередной раз убеждаюсь, что педивикию пишут законченные идиоты...
На каком же материале вы в данном случае убедились? Я не знаю, как в целом, но в статье о преобразовании Хевисайда все написано правильно. Я всего лишь сказал, что оно мне знакомо под другим названием (а именно – операторный метод решения дифуров), только и всего.

Цитировать
Кефир: Чего я при этом не понял – это какое отношение оно имеет к нашей дискуссии.
Снег Север: Это был наглядный пример сведения сложных задач высшей математики к элементарной алгебре. Вы уверяли, что такое не возможно.
Где я уверял? Цитату на стол.

Цитировать
Снег Север: В элементарной математике не осуществляется никаких расширений понятия «число». Этим занимается теория чисел – тоже раздел высшей математики.
Отсылаю вас к любому школьному учебнику элементарной математики. Рациональные, вещественные и комплексные числа – школьная программа элементарной математики.

Цитировать
Снег Север: Противоречит и никак не доказывается «обычной логикой» (кстати, а что это – «обычная логика»?). Доказывается каждый раз в рамках той логики, которая рассматривается.
Обычная логика – это двузначная аристотелева логика. Она лежит в основе доказательного аппарата ВСЕХ разделов математики.

Цитировать
Кефир: Если я скажу, что аналитическая геометрия не противоречит элементарной геометрии, а опирается на нее, вам же не будет смешно?
Снег Север: Будет очень смешно. Конечно, противоречит.
Смех без причины. В чем же противоречие?
Противоречие – это если бы, к примеру, в элементарной геометрии была бы справедлива теорема Пифагора, а аналитическая геометрия давала бы несовместимый с ней результат.

Цитировать
Снег Север: Нет, ключевым словом является ПРОТИВОРЕЧИЕ. Именно противоречие – это фундамент логики развития.
Мы говорим о разных вещах: я – о логическом противоречии, вы – о единстве противоположностей.

Цитировать
Кефир: почему мы можем быть уверены, что какой бы треугольник на плоскости мы ни взяли, сумма внутренних углов всегда будет равна 180°? Потому что это строго доказано с помощью формальной логики.
Снег Север: Почему мы уверены, что А=А? Потому, что это строго доказано с помощью формальной логики.
Не оглупляйте. Во-первых, А=А не доказано, а постулировано (первый закон логики). Во-вторых, сумма углов = 180° - утверждение совсем не тривиальное, в отличие от А=А. И никакой опыт (практика) не дает гарантии, что в следующем треугольнике эта сумма не окажется другой. Только строгое доказательство дает такую гарантию.

Цитировать
Снег Север:  Правильность результатов доказывается не логикой, а общественно-исторической практикой. А с помощью логики можно сколько угодно доказывать прямо противоположные вещи, и они, формально, будут всегда правильными.
Неверно.
Общественно-исторической практикой обосновывается правильность посылок (система аксиом). Аксиомы должны удовлетворять требованию непротиворечивости Если посылки непротиворечивы, с помощью логики НЕЛЬЗЯ доказать противоположные вещи. А если все-таки оказывается, что следствия из аксиом логически противоречат друг другу, то это значит, что набор аксиом был внутренне противоречив и ошибку нужно искать в них.

Цитировать
Кефир: Но чем же физика, по-вашему, лучше математики? Как мы видим, в плане применимости только в своей области они не различаются.
Снег Север: Физика изучает процессы реального мира... Математика же, вне реальных приложений – «игра в бисер», абсолютно никчемное и бесплодное занятие.
Математика тоже изучает отношения реального мира, а именно – количества и формы. Физика абстрагируется от одних сторон действительности, математика – от других.
Как вы только что сами совершенно правильно сказали, правильность посылок (аксиом) доказывается практикой. Так что в конечном счете и математика, и физика изучают реальный мир, только разные его стороны. И никакой «игры в бисер»

Цитировать
Кефир: А разобраться с устройством реального мира означает ни что иное, как объяснить его с помощью формальных схем.
Снег Север: М-да... идеализм махровый и колосящийся...
По существу сказать нечего, так вы начали развешивать ярлыки.
Да и никакой это не идеализм. Я разве сказал, что сознание первично? Никак нет. Я сказал, и это совершенно правильно, что разобраться с устройством реального мира – это значит выявить причинно-следственные связи, т.е. выразить его в категориях мышления, в понятиях. А это и есть формальные схемы.

Цитировать
Кефир: Он с самого начала был правильным, только вы этого не понимали, пока я вам все не разжевал шаг за шагом.
Снег Север: С самого начало он был формально бессмысленнен – что я вам, как любителю формальной логики, и указал. После этого вы его существенно изменили.
Неправда, я ничего не менял.
С самого начала я сказал (08.05.11): «Логическая непротиворечивость – необходимое (но не достаточное) условие истинности...».
Вы, конечно, указали мне на единство противоположностей, на что я ответил (21.05.11), что противоположности не находятся в логическом противоречии; в следующем абзаце я сказал: «Реальный мир вообще не может быть противоречив, поскольку противоречить друг другу могут только высказывания и суждения, а они существуют только субъективно – в нашем сознании, а не в реальном мире.»
В этом вы увидели логическое противоречие. И долго издевались над отсутствием у меня логики.
В чем же тут смысл сказаного?
Здесь есть две посылки и следствие. Посылки: 1) Противоречить друг другу могут ТОЛЬКО суждения, 2) Суждения существуют ТОЛЬКО в сознании. Следствие: Реальный мир не может быть противоречив.
А теперь сравним с тем, что я сказал 29.05.11, и с чем вы согласились:

Посылка А: «противоречить друг другу могут ТОЛЬКО суждения». Это можно сформулировать в виде логической формулы: «Если есть противоречия, то есть суждения».
Отсюда сразу логически следует: «Если нет суждений, то нет противоречий».
Посылка Б: «Суждения существуют только в нашем сознании», иначе говоря, «В природе суждений не существует».
А теперь простейший силлогизм:
«В природе суждений не существует» и «Если нет суждений, то нет противоречий» ---> «В природе нет противоречий».


В чем же различие между сказанным мною 21 и 29 мая? По существу ни в чем. Разница лишь в форме: 29 мая мне пришлось подробно расшифровать смысл сказанного мною 21 мая – специально для великих философов, отличающихся умом и сообразительностью.

Цитировать
Снег Север: Суждения являются «объективизированным субъективным», т.е. частью реального мира, «природы».
Кефир: Здассьте, приехали! Выходит, что сознание является материей?! К чему тогда основной вопрос философии?
Снег Север: Основной вопрос философии – к ПЕРВИЧНОСТИ. И не более того. В данном случае первичность материального соблюдена – что вам непонятно?
Нет, я не то имел в виду.
По ленинскому определению все, что объективно существует – материя. Если суждения (форма сознания) существует объективно, то сознание тоже является материей. В таком случае не существует ничего, кроме материи, нет почвы для противопоставления материи и сознания, и основной вопрос философии просто отпадает за беспредметностью.

Цитировать
Кефир: Если мы выдвигаем гипотезу, а логические следствия из нее приводят к логическим противоречиям, то эта гипотеза неверна. И это работает всегда, и на этом зиждется математика.
Снег Север:  Если ваша гипотеза относится к математике или сильно математизированной области естествознания, то такая формалистика может быть принята.
Спасибо и на этом.
Хотя на самом деле это остается в силе, к чему бы гипотеза ни относилась. Если теория внутренне противоречива, то она заведомо ошибочна. И именно НА ПРАКТИКЕ никто не станет тратить силы и средства на проверку логически противоречивых теорий.

Цитировать
Снег Север:  В любом ином случае, это рассуждение следует считать глупостью, а следствия проверять опытом, а не логикой.
Что значит «глупое рассуждение»? Ошибочное рассуждение?
Если выдвинута гипотеза, и некто путем логических рассуждений показал, что она ведет к логическому противоречию, но при этом эти его рассуждения сами были ошибочными (глупыми), то такие рассуждения говорят лишь о недостаточной профессиональной компетенции автора и интереса не представляют.
Поэтому мы тут будем рассматривать только правильные рассуждения. Если они, исходя из гипотезы, ведут к противоречию, то гипотеза однозначно ложна.
В этом случае нет надобности ставить эксперимент.
Или, если угодно, можете рассматривать проверку на логическую непротиворечивость как «первый эшелон обороны» проверки практикой. Логика - концентрированное выражение практического опыта, его составная часть.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »