Автор Тема: Пантеизм  (Прочитано 22370 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kommunist

  • Читатель
  • **
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +0/-0
Пантеизм
« : 09 Март, 2009, 12:21:08 pm »
Цитировать
Пантеи́зм (греч. παν,«всё, всякий» и греч. θεός, «бог, божество») — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин "П."- его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709)

Пантеизм имеет 4 основные формы:
теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм);
физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн);
трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

«Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр).

Пантеизм (от пан... и греч. theós — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин "П."— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической П., ввёл термин "панентеизм" (от греч. pán en theó — всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекитайской мысли (даосизм), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического одушевления всего мира.

В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма)развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации. В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из "ничего" пантеисты развивали концепции вечного вневременного "порождения" природы безличным богом. Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог — одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта.

Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как "бесконечный максимум" и приближая его к природе как "ограниченному максимуму", он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Западной Европе относится к 16 — началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана, Ф. Патрици,Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: "... природа... есть не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., "... местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие "бог" отождествлено с понятием "природа".

В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И.в. Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, "... пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи" (там же, т. 21, с. 285).

Уважаемые, как вы смотрите на пантеизм?  :)
Лично для меня близок физиомонистический пантеизм. :D Правда, хоть убей, смысла в пантеизме я не вижу никакого... ы
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Kommunist »
Настоящий скептицизм отменяет пафосность любого рода. - В том числе и пафосность скептицизма.

Оффлайн Петро

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 10 466
  • Репутация: +4/-1
(Нет темы)
« Ответ #1 : 09 Март, 2009, 13:35:45 pm »
У нас тут есть пантеист- уважаемый Дарго.
Он мужик невредный.

ЗЫ А в самом пантеизме особого смысла я тоже не наблюдаю.. Вреда, впрочем, тоже.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Петро »
Минздрав предупреждает- православие и коммунизм могут повредить Вашему душевному здоровью.

Оффлайн Кн. Мира Сего

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 665
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #2 : 09 Март, 2009, 13:53:01 pm »
Фишка пантеиста - убедить других, что персонажи компьютерной игры - одушевлены... ну, и текстуры, изображающие природу заодно).
Для Дарго есть другая фишка - найти "золотую середину" между Движением и Покоем) Это максимальное обобщение, сведение разговора к основополагающим)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кн. Мира Сего »
Есть четыре вида лжи: ложь, наглая ложь, статистика и статьи коммунистов.

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #3 : 09 Март, 2009, 17:53:20 pm »
Из всего существующего действительно мне ближе всего пантеизм. Но его недостаточно для описания мира.

Мое описание:
Неживой мир есть единство и борьба противоположностей ... детерминизм и индетерминизм ... логика и свобода выбора... Бог и Дьявол....
Если к высокоорганизованному неживому добавить душу (психику, разум...) - получим живое.

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 427
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #4 : 09 Март, 2009, 18:07:19 pm »
Цитата: "dargo"
Мое описание:
Неживой мир есть единство и борьба противоположностей ... детерминизм и индетерминизм ... логика и свобода выбора... Бог и Дьявол....
Если к высокоорганизованному неживому добавить душу (психику, разум...) - получим живое.

А кто добавляет? Или этот вопрос не решен в вашем мировоззрении?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #5 : 09 Март, 2009, 18:23:54 pm »
Вы еще забыли спросить: кто "получим"?   :D

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 427
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #6 : 09 Март, 2009, 19:13:45 pm »
Цитата: "dargo"
Вы еще забыли спросить: кто "получим"?   :D

Значит, вот так вот, да? Уходим от ответа? :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #7 : 09 Март, 2009, 19:19:03 pm »
В картину мира добавляем мы, для достоверности.
А в природе: душа (та же психика, разум...) - свойство живого организма.

Оффлайн Dagor Bragollach

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 427
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #8 : 09 Март, 2009, 19:37:00 pm »
Никак не пойму, в чем вообще смысл пантеизма? Зачем нужен какой-то "растворенный" бог? Или вас так удивляет свойство материи самоорганизовываться, что вы склонны приписывать ей божественные свойства? Как-то это похоже на "религию разумного падения", на мой взгляд...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Dagor Bragollach »
Je n\'ai pas besoin de cette hypothèse.
/Pierre-Simon Laplace/

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 351
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #9 : 09 Март, 2009, 19:49:32 pm »
Лично мне не нужны ни пантеизм, ни Бог.  
Эти термины 1. наиболее известны людям. 2. Минимальным количеством слов описывают картину мира.
Термином "пантеизм" я начал пользоваться только здесь, на форуме. Так легче объяснить свое понимание мира...

"приписывать ей божественные свойства" - я понял, что Вы меня не понимаете.