Смысл гипотезы: Вера и Знание - части неделимого целого. Религия и Наука, дополняя друг друга, с двух сторон призваны обслуживать это целое.
В голове два отдела. Рациональный и суеверный. В первом сосредоточено упорядоченное знание, во втором – вера. То, что лежит в этих отделах используется в качестве инструмента во всех жизненных ситуациях. Как используется знание, в общем понятно. Использование веры можно продемонстрировать на примере: Доска через пропасть. Пройти по ней, глядя в низ почти невозможно. Но если верить, что доска лежит на земле, то очень редко кто, переходя по ней, оступится и упадет.
Такое устройство головы требует определенных социальных институтов. Веру обслуживает религия, знание – образование. В результате в рациональном отделе поселяется наука, а в суеверном "бог".
Образование не приводит к вытеснению "бога" и сокращению зоны суеверия. Оно раздвигает границы непознанного и учит осторожнее обращаться с инструментами в том числе и с верой.
Исторически так получилось, что это явление не рассматривалось как целое, что привело к появлению сторонников разных отделов одной головы и антагонизму религия – наука. Приверженность к разным сторонам неделимого целого создает сложности и путаности названия каждой стороны. Говоря об активной части можно их назвать миссионерами и атеистами. Под наукой в этой статье я подразумеваю не всю науку, а её часть противопоставляемую религии.
Эффективность науки и религии очень сильно зависит от авторитета. То есть от количества и качества умерших и ныне живущих сторонников каждого отдела. А так же от древности (религия) и достижений (наука). Религия, как институт более древний, за время своего существования накопила массу нелепиц (с современной точки зрения), оказалась в неразрешимом противоречии: авторитет догм – эффективность воздействия. В почти таком же кризисе находится и наука. Продекларировав ограниченность познания она вооружила одну часть опасными для общества знаниями, другой части, образовав её, показала пропасть неизвестного.
Объектом борьбы являются «нелепицы» древних текстов, которые ни сторонники, ни противники не в состоянии правильно прочитать, сопоставляя их с историческим контекстом и противоречия науки, вызванные её естественно неравномерным развитием. Сюда же относят одинаковые и для науки и для религии, как общественных институтов, недостатки хозяйственной и административной деятельности (кастовость, десятину, бюрократизм и т.п.)
Поскольку звон всего этого стоит в каждой отдельной голове, а общественных (внешних) сил гармонизирующих отношения обеих частей единого целого нет, то возникающие колебания как раз и приводят к появлению противоположностей: верующий – неверующий, миссионер – атеист.
Понятия здесь даны без определений в виде интуитивных точек. Рассчитано на людей, способных воспринять это, как одну из моделей, позволяющих объяснить вечное и безнадежное противостояние религии и атеизма