Vivekkkпространство включает в себя и пустоту как физический вакуум.
Некорректно отождествлять пустоту и физический вакуум. Пространство включает в себя физический вакуум именно потому, что он есть форма материи. Если точнее, физический вакуум, как форма материи имеет пространственные отношения с другими формами материи.
Значит ли это, что пространство, не состоящее из частиц и полей, не имеющее протяженности в пространстве - идеально?
Я думаю, что не значит.
Я тоже так думаю, но не потому, что оно дано нам в ощущении, а потому, что пространственные отношения не зависят от нашего сознания.
Как же разнообразие может быть способом существования материи?
Мы эмпирически наблюдаем материю в форме многих разных объектов, разделенных пространственно. Правильнее было бы утверждать, что именно многообразие есть та форма существования материи, которая порождает пространство как способ существования многообразия.
мы знаем, что было время, когда ничего не существовало, кроме сингулярности, - особого состояния материи, т.е. материя существовала, а разнообразия не было. Этот факт опровергает Вашу гипотезу о разнообразии как способе существования материи.
Чем же опровергает? Наоборот, подтверждает, т.к. понятие "способ" подразумевает, что он может быть разным. Сингулярность это такой способ существования материи, когда она существует в виде единственной вещи: singularis - отдельный, одиночный (Латинско-русский словарь)
Причем говорить лучше не о разнообразии, - это условный термин, а о множестве вещей, несходных между собой.
Нет, речь именно об их объективной несходности, отношении различия, которое присуще материи имманентно.
Да, существуют вещи, которые отличаются друг от друга, противоречат друг другу. Это реальное бытие вещей. Не информация, не разнообразие как мифическая субстанция. Однако это различие не атрибутивно присущее материи, а, скорее, случайное, т.е. модус материи.
Может и случайное. Но современное бытие материи мы наблюдаем исключительно в виде разнообразия систем. Обычно на этом основании делается вывод об атрибутивности (например пространства, времени, движения) но я не настаиваю, возможность существования материи другим способом невозможно опровергнуть.
Я уже писал когда-то о невозможности движения материи в состоянии сингулярности.
Помимо энергии в природе никакой иной меры наукой не установлено.
Ну что Вы такое говорите? Масса- мера инертности, длина- мера протяженности, объем - мера пространства, занимаемого телом и т.п. Информация это та характеристика разнообразия, которая позволяет нам оценить его количественно. Чем больше разнообразие возможных отношений межу вещами, тем больше информации мы можем о них получить.
Может, и их подход к пространству был в чем-то верен?
Может, в чем-то и был. Из перечисленного Вами какой подход Вы считаете верным?
Вернемся к сингулярности. Тел нет. А есть ли та точка пространства-времени? Скорее всего.
Почему Вы так решили? Обоснуйте.
Их нельзя сравнивать. Информация - не дана нам в ощущении, не отражается в нем, зависит от нашей воли и сознания, поэтому оно Пространство-время дано нам в ощущении, отражается в нем и не зависит от нашей воли и сознания, поэтому оно материально.
Пространственно-временные отношения не даны нам в ощущении, но воспринимаются нами как любые другие отношения различия, т.е. информация (о взаимном расположении тел в данном случае). Эта информация не зависит от нашей воли и сознания, поэтому материальна. Мы можем интерпретировать ее неверно, в случае зрительных иллюзий например, когда мы ошибочно представляем себе как правило, именно пространственные отношения. Это же не доказывает, что пространство субъективно и зависит от нашего сознания?
Отрицать же зависимость информации от нервных клеток тоже невозможно, так как эксперименты показывают, что именно мозг как совокупность нервных клеток формирует информационную картину мира. Тут давали ссылку на работу Метцингера.
Информационная картина мира это не информация, как и акварельная картина это не акварель. Нервные клетки формируют информационную картину из информации, поступающей извне, как от мира, так и от социума. Метцингер об информации пишет именно в этом ключе, я цитировал его в разговоре с Вами, Вы тогда проигнорировали, как обычно, поэтому повторю:
"
Мозг человека можно сравнить с современным симулятором полётов в нескольких аспектах. Как и симулятор полётов, он
конструирует и постоянно обновляет
внутреннюю модель внешней действительности,
используя непрерывный поток входящей из органов чувств информации, фильтруя её через опыт прошлого. Мозг интегрирует входные данные из каналов органов чувств в глобальную модель действительности, причём, делает это в режиме реального времени."
Только не говорите, что это вырвано из контекста.
Информация - субъективная форма, в которой может отражаться объективное содержание. Я полагаю такое философское определение информации более-менее правильным.
Более-менее научным определением информации является определение ее как содержания сообщения, или винеровское "содержание внешнего мира". Давайте всё-таки придерживаться такого оределения, иначе мы всегда будем говорить о разном.
Ясно, куда же без субъективизма. Все мы грешны им. Вопрос лишь в том, отражает ли Ваш субъективный подход объективное состояние вещей?
Я бы не сказал, что мой выбор субъективен:
Ваше: "ПРОСТРАНСТВО— фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004".
Мое: "ПРОСТРАНСТВО – 1) форма созерцания, восприятия представления вещей, основной фактор высшего, эмпирического опыта; 2) способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем".
Различие: пространство - форма созерцания, восприятия вещей, а не множественного характера существования мира. Способ существования мира, т.е. материи, а не отдельных тел. Согласитесь, различие существенное.
Не соглашусь, различия вообще нет, и там и там пространство - способ существования материи, только в "моем" определении этот способ раскрывается (в виде множества вещей), а в "вашем", нет, так и остается неопределенным - в чем способ то?
Например: орошение это способ увеличения плодородия почвы ("ваше" определение), с помощью подвода воды на поля ("мое" определение).
Еще мое: ПРОСТРАНСТВО - то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств.
Различие: пространство, здесь, субъективный продукт переживания, свойственного органам чувств.
Оно конечно, благодаря органам чувств, но все же продукт, созерцание, восприятие это не ощущение, это мыслительная деятельность, моделирование. Оно и в "моём" определении "фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления".
Задача же органов чувств предоставить информацию, на основе которой будет смоделировано субъективное пространство.
Информация - "продукт сознания", то есть идеальная форма психического отражения реальности. Приписывать идеальное объективному миру есть панпсихизм, гилозоизм.
Так это же Вы наделяете "содержание внешнего мира" идеальностью, полагая его продуктом сознания. Тот факт, что в результате "получения" оно становится так же содержанием и внутреннего мира, субъективной реальности, не вычеркивает его из мира внешнего. В этом проявляется принцип его инвариантности носителю.
Информация есть часть субъективной реальности, хотя есть мнение, что информация есть нейросети, а СР тоже есть нейросеть. Следовательно, объективного различия между ними нет.
Информация не есть часть субъективной реальности, субъективная реальность сама и есть информация (по Дубровскому) и никак не может быть нейросетью.
Меня вообще удивляют непрекращающиеся попытки найти идеальное в материальном. Сначала с пеной у рта доказывают, что идеальное это эмерджентное, волшебно не выводимое из элементов и отношений системы, но потом постоянно ищут какой-то коррелят в мозге, к которому можно было бы это идеальное свести. В результате доходят до полного цинизма, объявляя идеальной саму материальную систему нейронных сетей.
информация всегда субъективна, что она бывает неполной, ложной, искаженной, то есть несет в себе все признаки идеального.
Не субъективная информация может быть ложной, а информация о субъективном. Когда Вы создаете в своей голове не соответствующий действительности образ или в ней возникает мысль о намеренном обмане, Вы сохраняете этот образ или мысль в виде информации в памяти или сразу передаете ее в виде сообщения о ложном обьекте. Сама информация о нем совершенно истинна.
Другими словами, информация о Вашей субъективной реальности может быть ложной в силу ложности, искаженности этой самой реальности, в то время как информация, получаемая о реальности объективной всегда достоверна, но всегда неполна в следствии ограничений канала передачи.
Вы сами даете несколько противоречащих друг другу определений информации: то она есть разнообразие, то она есть свойство вещей, то она есть взаимодействие вещей, то она есть мера материи,ее форм (что путается с понятием энергии), то есть у вас самого нет ясного понимания что такое информация,
Ну зачем же Вы приписываете мне то, что я никогда не говорил?
Свойство вещей? Нет. Взаимодействие вещей? Нет. Мера материи? Вообще ужас какой-то.
Разнообразие, мера разнообразия, отношение различия между вещами - да, и много раз это обосновывал.
А вот от Вас я так и не дождался ни аргументированного доказательства субъективности информации, ни ссылок на научные источники такой точки зрения.
Не совсем так, это означает, что в разных головах рождается разная информация, исходя из одинакового материального объекта, что доказывает субъективность любой информации.
Исходя из материального объекта ничего в голове родится не может, т.к. в голове этого объекта нет. Родится может образ из информации, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ объекта. Вот этот образ и может быть разным, в силу множества субъективных и объективных причин. Информация об этом образе, которую содержит сообщение о нем это не информация о том материальном предмете, это информация об информации о нем, поэтому она может не соответствовать действительности (этому предмету) но будет всегда соответствовать его образу, каким бы искаженным он ни был.
Майлане пойму, пространство по -вашему материально или "очевидно идеальный объект?
Конечно материально. Я говорил, что наличие свойств не есть критерий материальности, свойствами может обладать и очевидно идеальный объект. А критерий материальности один - действительная объективность, т.е. независимость от сознания. Масса тел определяется кривизной пространства или кривизна пространства определяется массой тел? Тела даны нам в ощущениях, пространство - нет.