Существует два типа бесконечных последовательностей: математические и метафизические (актуальные). Математические бесконечности абстрактны, актуальные конкретны.
Актуальная бесконечная последовательность (регрессия) невозможна. Поскольку бесконечная цепочка моментов не имеет начала и моменты в этой цепочке предшествуют один другому, то, какой бы уже длинной не была цепочка, всегда можно будет добавить к ней один еще момент. Но единицу нельзя прибавить к бесконечности. Поэтому бесконечности достичь невозможно. Можно только бесконечно добавлять единицу. Бесконечность недостижима.
Во-вторых, бесконечную последовательность моментов нельзя пройти до конца. Однако цепочка моментов, ведущих к настоящему времени, была пройдена. Иначе настоящее время еще бы не наступило. Следовательно, к моменту настоящего не вела бесконечная цепочка моментов. Время имело свое начало. Но! Все, что имеет свое начало, имеет и свою причину. Вселенная имела свое начало (поскольку не могло существовать бесконечного числа моментов времени до момента настоящего). Следовательно, вселенная имела свою причину.
Бесконечная цепочка причин может быть потенциальной или актуальной. Актуальная бесконечная цепочка - это цепочка завершенная. Потенциальная - продолжается без конца.
Бесконечная математическая последовательность может разворачиваться вперед или назад. Цепочка же причин, уходящая назад до бесконечности, невозможна, так как должна существовать причина, запустившая эту цепочку причинно-следственных связей. Однако потенциально бесконечная, развивающаяся вперед до бесконечности цепочка причин или событий возможна, так как нет никаких запретов на то, чтобы в этой цепочке причины и дальше порождали следствия до бесконечности.. Такая цепочка, однако, будет не актуально бесконечной, а лишь принципиально бесконечной.
Невозможна не только бесконечная цепочка моментов или событий, но и бесконечная цепочка причин. Некоторые утверждают, что, даже если мир нуждается в своей причине, нет оснований прекращать поиски причины для этой причины, и так до бесконечности. Однако, это неверное понимание того, что подразумевается под причиной существование чего-либо. Ведь в каждой бесконечной цепочке причин существования по крайней мере одна причина должна актуально порождать существование мира. Но по определению, в каждой бесконечной цепочке причин каждая причина порождена предшествующей причиной. А если это так, тогда та самая причина, которая и порождает существование, должна была бы порождать также собственное существование, так как каждая причина в цепочке, в том числе и она сама, имеет свою причину. Но невозможно породить собственное существование, ибо причина онтологически предшествует своему следствию, а ничто не может актуально предшествовать себе. Следовательно, бесконечная цепочка причин существование невозможна.
Есть два способа выйти из этой дилеммы, и оба находятся в руках теистов...