Автор Тема: Деградация российской науки (уже не в будущем)  (Прочитано 1447 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Владимирович

  • Модератор
  • Оратор форума
  • *********
  • Сообщений: 14 053
  • Репутация: +172/-39
Когда предсказатели предсказывают какую-нибудь бяку, им важно обнадежить потребителей предсказаний: это еще не скоро - где-то в будущем.  Однако, некоторые прогнозы имеют особенность сбываться.

Знакомьтесь - Е.Г.Панов, выпускник философского факультета МГУ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.  Заодно - автор книги "История налогов. Древний мир". М.,2015.



Все предсказания деградации российской науки сбылись, на наших глазах - вот первая мысль, когда читаешь эту книгу.

Книга делится на пять разделов, которые посвящены пяти системам налогообложения: древнеримской, древнегреческой, древнеиндийской, древнекитайской и наконец... древнеиудейской, с которой все начинается.  Стоп!  А разве древнееврейские государства равновелики Индии, Китаю, Античности?  Помню, когда еще в середине 1990-х главы о царстве Давида и Соломона появились в школьных учебниках по истории древнего мира, один из рецензентов оскорбил чувства верующих, напомнив, что Израиль был страной масштаба современной Албании, а оба древнееврейских царства около 800 года до н.э. вместе взятые имели территорию в 3 раза меньше, чем Урарту и в 6 раз меньше, чем Ассирия, соответственно меньшие население и экономику.  Эта ничтожность древнееврейской "цивилизации" сравнительно с другими древними народами (почему бы не разобрать историю налогов в Урарту? армяне обрадуются))), хотя урарты - лишь один из компонентов, не лингвистический, а генетический совр. армян) настолько бросается в глаза, что Панов ее просто игнорирует.  Он решил преподнести евреев как некое связующее звено всего древнего Ближнего Востока, и через них посмотреть на все древнеближневосточное пространство в целом.  Но даже, если именно такую задачу ставил автор, исполнение ее крайне неудовлетворительное.

Начнем с того, что у автора сразу же возобладал религиозно-философский подход (хотя обещал книжку по истории налоговых систем).  Налоговые ставки Панов обосновывает в предисловии религиозными аргументами (со ссылкой на церковную десятину, а еще ранее - на древнееврейскую десятину), хотя сам же заявляет о ней, как о "добровольной обязанности [шикарный оксюморон - все равно, как "свобода воли"] верующих".  На самом деле в новых христианских государствах церковная десятина молниеносно превратилась из "почетной обязанности" в обязанность:  Турский собор 567 года лишь приглашал верующих вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения, а Карл Великий в 779 году превратил её в налог, обязательный для всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — смертной казни).  Хороша добровольная обязанность!  Панов об этом, видимо, ничего не знает.  Тут же Панов "в рамках христианской традиции" считает 13%-ный налог плохим налогом, потому что 12% - это хорошо, а сверх него начислялась еще 1/12 доля взятого налога - на содержание самих налоговиков, и это казалось налогоплательщикам сатанизмом (отсюда 13% - "чертова дюжина" - а мы-то не знали, почему так; первым признаком фоменковщины является объяснение самых сложных материй, исходя из обывательского "опыта", напрмер "камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней").  Мысль, что в других странах и эпохах (в отличие от путинской России начала XXI века) налоги не равнялись и не равняются 13%, Панову никак в голову не приходит.

После предисловия в стиле "обывательского псевдоромантизма" (ладно, пропускаем этот результат "возрождения духовности") идет древнееврейская налоговая тема.

Цитировать
Историю налогов в европейской традиции принято связывать с глубокой древностью.  Хотя спор о "старшинстве" цивилизаций остается проблемой для историков, большинством наших современников первенство несомненно отдается "библейской традиции".

Обратите внимание, что Панов закавычил "библейскую традицию" (а дальше он всегда будет употреблять словосочетание "богоизбранный народ" в кавычках).  Апелляция к "мнению большинства" в научной книге (даже посвященной "социально-философской проблематике", как ее презентует издательство и присваивает ей титул "бестселлера" - http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&bl ... &id=180356 - это моветон.  Тем более, поскольку речь идет не об общеизвестных вещах, вроде захода солнца (большинству наших современников, во главе с Шерлоком Холмсом, очевидно, что это Солнце вращается вокруг Земли, а вовсе не наоборот).  Видимо, Панов или считает Древний Египет или Китай младше древних евреев, или всерьез думает, что мировая история началась с "адамической цивилизации" где-то между 5508 и 4004 гг до н.э.  "Большинство современников" Панова (коллеги по Финансовому университету?), видимо, считают, что мир был сотворен совсем недавно, а для "товарищей ученых" это проблема.

Далее, поскольку в рамках средневековой христианской традиции "особая роль отводилась истории евреев", Панов всерьез считает, что, так было и в Х веке до н.э.  Впрочем, ни Византия, ни европейское Средневековье не могут быть заподозрены в подобной протестантской юдаизации исторического мировоззрения, в средневековых Риме и Константинополе отлично осознавали роль античной традиции, которая как-то сосуществовала с библейской.  А вот уже ни протопоп Аввакум, ни какой-нибудь американский фундаменталист из Алабамы античной традицией не обезображены, и для них существует только библейская.

Рассматривая "социально-философскую проблематику" налогообложения в Древнем Мире, Панов почему-то смотрит на нее сквозь призму мнений русских философов XIX-XX вв - цитирует теологические пассажи о евреях Бердяева и Соловьева в качестве главных специалистов по истории Древнего Мира (Дьяконов и Свенцицкая для него не авторитеты, а о Велларде, Мелларте, Циркине и Бикермане Панов вообще не слышал).  Можно ли рассматривать финансы или экономику через призму религии? (хотя у Панова, судя по приоритетам, религия - руководящая и направляющая в любой теме - от гидрометеорологии до сексологии, и он будет их рассматривать через эту призму)  Можно.  Но в этом случае лучше брать за основу труды специалистов, а не мнения проповедников.

Цитируемый Пановым Бердяев ставит все точки над i:
Цитировать
Всемирно-историческая рольл еврейства, в сущности, не может быть поколеблена научной критикой традиционной библейской истории, таинственность этой судьбы остается неприкосновенной

Ну раз таинственность, то зачем вообще наука?  Никогда не понимал, зачем людям, верящим в черную кошку, научные звания?  Прибавка к жалованию?

Такая методика (таинственнофилия) не замедлила дать результаты - перейдя к налогам Древнего Египта (опять Египет - лишь декорация для приключений "богоизбранного народа") и упомянув о храмовом хозяйстве долины Нила, которое Панов считает главным компонентом в хозяйственной системе Древнего Египта и основой тамошней налоговой системы, Панов оказывается в тупике, пытаясь объяснить факт наличия развитой системы письменности и общинного труда:

Цитировать
Необъяснимым остается факт появления этого механизма на столь ранних этапах развития человечества.  Попытки решения этой проблемы включают даже гипотезы внеземного происхождения цивилизации Древнего Египта.

Цитировать
Не могли построить египтяне
Пирамиды - это труд великий.
Так могли пахать лишь молдаване
Или, в крайнем случае, таджики.
Т.Шаов "Развивая Фоменку"

В отличие от "богоизбранного народа", Панов сообщает эту - самую, видимо, правдоподобную гипотезу возникновения Древнего Египта со всей академической серьезностью.

Абсолютно не имеют ничего общего с реальностью теории Панова о храмовом хозяйстве Древнего Египта (знания Панова остаются на уровне "Социализма как явления мировой истории" за авторством другого великого знатока "тайн древности" Шафаревича, а Бердяев и Соловьев ничего о храмовом хозяйстве Древнего Египта ему сообщить не могли, не могли и все).  В ранеем царстве Египта сосуществовали как "государственное" (фараонское, вельможное, храмовое) хозяйство, так и общинно-частный сектор.  Последний был поглощен к 2000 году до н.э. "государственным".  Но и позже существовали частные хозяйства, арендующие как государственную землю, так и государственных рабов (История Древнего Мира. Т 1, Ранняя Древность. М.,1989, с 47).  Не получается в чистом виде ни древнеегипетского социализма а ля Шафаревич, ни доминирования "церковно-храмового хозяйства" (Болеслав Прус в романе "Фараон" просто троллил Победоносцева и РПЦ образца 1895 года, возлагая надежды на "юного принца" (аватара Николая Второго), не стоит это вопринимать буквально, тем более, что уровень развития египтологии в XIX веке был неизмеримо ниже современного).  Глядя на перечень источников, используемых Пановым (перечислены в конце книги), поражаешься обилию неспециалистов (ни в экономике вообще, ни в Древнем Мире) прошлых веков, которых он использует в качестве базовых источников, и все это припудрено современными едва ли не научно-популярными книжками для юношества, в качестве последнего слова современной научной мысли.

В итоге не имеем ни целостной картины налогообложения в странах Ближнего Востока и ее взаимодействия с социальной системой данных стран, ни исторической картины жизни конкретно древних евреев (раз уж автор ставит их в центр своего изучения), потому что даже Талмуд не дает адекватной информации о заявленной теме, не говоря уже о православно-апологетических брошюрках (в стиле "история еврейского народа аналогична истории народа русского", как любили развести демагогию разные выкресты) XIX-XX веков.

Такой вот бестселлер.  На фоне более адекватного (тоже небезупречного, но более адекватного) описания налоговых систем других цивилизаций "древнееврейская" глава выглядит как совершенно бесталанная попытка приживить религиозные схемы, совершенно вненаучные и антинаучные, к современной - начала XXI века - научной картине мира.  Ученый (а Панов считает себя ученым), который рискнет проделать это, выглядит посмешищем.  Г.Г.Шпет в небезынтересном "Очерке развития русской философии" (1922) описывает российскую философию не как галлерею отдельных маячков ярких гениев, а как кропотливую работу преподавателей философии в российской системе образования XVII-XIX веков.  Диагноз неутешителен: мало того, что в России не было оригинальной философии (даже Уваров - лишь эпигон французского историка Лудена, весьма популярного в наполеоновские времена), как обращения к основным вопросам философии (уберите из статей Бердяева "на злобу дня" все рассуждения о "судьбе России", и от них ничего не останется; при том, что "судьба России" отнюдь не является, как с т.з. материалистов, так и идеалистов, основным вопросом философии), официоз всячески пытался выхолостить даже преподавание философии, пустить ее по стезе приживления к философии богословия, либо вообще изучения философии как "лженауки", противоречащей "священному писанию" и поэтому "лже...".  Шпет не дожил до 2015 года, не увидел, как православные экономисты (вроде Панова) проделывают то же самое, но совершенно добровольно.  В XIX веке желание прогресса в России обуславливалось тем, что было куда стремиться, сейчас, по всей видимости, стремиться уже не к чему.  История России заканчивается - это лучше всего видно на примере российской науки.  От 3 млн. ученых времен РСФСР осталось 800 тысяч (но можно ли всерьез считать ученым человека, пытающегося в начале XXI века оперировать библейской хронологией да еще и вкупе с теорией внеземного происхождения древнеегипетской письменности?)  Советские ученые вымирают.  Остаются пановы.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Православие или смех!