Не думаю, что это прообраз, и никаких причин к этому не вижу. По вашей логике, любой библейский сюжет, где будет фигурировать нарушение какого-либо запрета из-за тщеславия, - прообраз грехопадения или падения дьявола. Но это же не так.
Не любой, речь именно о грехопадении, о первом грехе.И я не совсем четко выразился.Это не специальный прообраз, как, например, в случае с пророком Осией, который взял в жены проститутку, демонстрируя "блуд" Израиля, или история с Иаковом-Израилем, который боролся с Богом до рассвета (якобы демонстрируется будущая борьба Израиля с Богом).Я хотел сказать, что грехопадение и ангелов, и людей-по сути (не по внешней форме) одинаково, из-за гордости.Причем ,разумеется, грехопадение людей вторично.
Вообще, "падение" ангелов и "запретный плод" - два разных сюжета. Изначально это были два разных мифа - как, например, подвиги Геракла. Но со временем еврейские племена объединялись, и их разрозненные мифы складывались в один корпус легенд.
Так они и не перестали быть разными, пусть даже в одном (христианском) корпусе.Это лично моя версия, причем я говорю не про сам сюжет, а про суть.
Так, змей - священное животное у одного из еврейских колен, образ бога. Некоторые исследователи даже считают, что он и есть Яхве (но это другая тема). Его появление в качестве персонажа с кокосом добра и зла - явно не случайно. Просто в конечной редакции он превратился в "плохого парня" (почему - ниже). Заметьте, превратился он буквально на ровном месте - "патамучта", без всякой причины. Змей не сказал неправды, более того - он открыл парочке как раз правду.
Его оклеветала Ева?Сказала, что змей обольстил её=обдурил.Но тем не менее ,если принять версию, например, Златоуста (змей-орудие в руках Сатаны), то полевого змея Яхве наказал несправедливо ,виноват то Сатана.
Змей открыл настоящий мотив Яхве и ничего сверх того он не говорил и не делал. Если же вдуматься по поводу познания добра и зла - то в этом так же ничего заведомо плохого нет.
Я не считаю, что Яхве запрещал есть яблоки именно потому, что боялся.А вашу точку зрения я давно знаю.
Вспомните миф про Адапу и Ану.
Не понял.Что именно?Насчет познания добра и зла там речи нет.
В древнееврейском пантеоне жило несколько богов. Есть подозрение, что Азазель, Михаэль и Габриэль - когда-то были коллегами Яхве (и змея). Там же были Сатаниэль и прочие "эли" и "баалы".
Итак, (имхо) когда утверждался один корпус легенд, одно из племен захватило власть в древнееврейском племенном союзе. Это привело к тому, что пантеон как бы "схлопнулся". Но мировоззрение древнего человека устроено по-другому, не как у нас. Он не мог просто "выкинуть на свалку" всех этих "лишних богов". Произошло переосмысление их роли. Так, Азазель стал восставшим и падшим (возможно, имеется историческая основа у этой легенды в виде восстания племени Азазеля). Михаил и Гавриил стали сперва союзниками, а после - помощниками-подчиненными. Некий "эль", имени которого мы уже не узнаем, получил роль клеветника - "сатаны".
То есть так появился у евреев монотеизм?
И только много позже, по чистой случайности, в кошмарном бреду Иоанна Богослова "все смешалось".
Азазель, Михаэль , Габриэль ,Сатаниэль, и прочие "эли" и "баалы" смешались?
Так вдруг змея стала Сатаной.
Да,про змею и Сатану именно он придумал.
А при чем здесь змей? Это же они "думали".
Разумеется, они думали.Под влиянием совета змея.Он им сказал ,что они будут как боги, и они захотели из людей превратиться в богов.Поэтому они и захотели узнать добро и зло,а не просто ради самого добра и зла.Моя версия в общем.
Вспомните миф про Адапу. Ему бог Ану из добрых побуждений дает плод и воду вечной жизни. Но Адапа "думал", что это отрава (думал так, потому что другой бог-отец его ввел в заблуждение). Адапа отказался. По факту вышла фигня. Но Ану разве виноват?
Нет, не виноват.Эти мифы не очень похожи.Общее по сути только в совете не есть (пить), чтобы не умереть,сюжет разный ( про "перевертыш" я помню, это другое дело).А вот мифы о сотворении человека из глины(праха) и о потопе с Зиусудрой (Утнапишти) -другое дело.
Это придумали богословы. Из Библии никак не следует, что змей связан с дьяволом.
А как же богослов Иоанн?
(Откр. 12)
9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Змей из Бытия и древний,и обольщал.