Понимание "узкое" или "широкое" понятия "атеизм" только запутывает неспециалистов в философии и истории философии. Есть стандартное определение атеизма как отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.
http://www.ateism.ru/forum/viewtopic.php?t=5407Атеизм как философская мировоззренческая установка появился только в XVII-XVIII веке. До этого времени, атеистами называли людей, которые отрицали богов "народных" религий, верований. Так, Сократ был обвинен именно в атеизме, но атеистом не был в нашем, современном, понимании этого термина. Конечно, в истории можно встретить последовательных в своем атеизме людей - Лукреция Кара, философов индийской философской школы чарваки и пр., но это исключения. Древние, античные люди были, скорее, вольнодумцами, чем атеистами. Даже великий Ксенофан, сказавший, что боги созданы по образу и подобию людей (если бы у кошек были боги, то они имели бы хвост и усы), постулировал существование некого Разума, олицетворенного в Космосе.
Рассуждения Канта об атеизме, бесспорно, очень важны для понимания атеизма, но путать атеизм и агностицизм, - простите. Агностицизм относится к гносеологии как части философии. Агностицизм утверждает, что познание (гносис - знание, познание) истины человеком невозможно. Истину вещей познать нельзя, ибо мир есть "вещь-в-себе". Выходит люди постоянно находятся в заблуждении. Данный подход, конечно, неверен.
Агностицизм опровергается, в первую очередь, общественно-исторической практикой. Мир познается человеком, истина в отношении вещей устанавливается, что позволяет человеку выживать на планете Земля, развивать технику, науку, производство, общество в целом. НТП - яркое подтверждение этому тезису, как и по сей день актуальное существование человека как биологического вида (простите, но если кругом только ложь, то как человек может разводить огонь, охотиться, растить урожай и бороться с природной стихией?) "Вещь-в-себе", по словам Ленина, становится "вещью-для-нас" именно в процессе практической деятельности, работы человеческого сознания, трудовой общественной деятельности.
Агностицизм опровергается, во вторую очередь, логическим анализом своих постулатов. Мир непознаваем, то есть установить адекватное соотношение между идеей и объективной вещью невозможно. Этот постулат выводится из реально существующих проблем в познании окружащего мира. Да, познание - процесс трудный, извилистый и скользский, но это реально существующий путь к истине. Агностицизм, на мой взгляд, допускает ошибку абсолютизации данных проблем, специфики познания мира, тем более, не различая научный уровень познания и обыденный.
Атеизм несовместим с агностицизмом. Агностицизм ближе к субъективному идеализму с его концепцией "Я есть Все". Атеизм основан на позитивном знании, "гностицизме", так сказать. В атеизме есть место скептицизму, но он лишь увеличивает познавательный потенциал атеизма. В атеизме скептицизм основан на положительных знаниях. Атеизм - это не просто отрицание веры в сверхъестественное, но и утвреждение примата, первичности естественно-природного мира.
Атеизм также имеет свои постулаты: постулат о вечности мира, материи, постулат о бесконечности форм материи, постулат о вечности движения материи. В отличие от постулатов агностицизма, постулаты атеизма соответствуют научным знаниям и фактам. Так, постулат бесконечности форм материи и вечности движения выражен в теории синергетики (именно теории как гипотезе, подтвержденной фактами и экспериментами) и т.д.
Таким образом, атеизм как сложное философская концепция имеет две диалектически связанные стороны: "отрицательню", "деструктивную" и "положительную", "конструктивную". Атеизм полноценен, когда включает в себя разработку и анализ двух этих сторон. Атеизм есть идея, которая отрицает существование сверхъестественных, трансцендентальных объектов, вещей, личностей и признает материю единственно существующей субстанцией, реальностью (как объективной, так и субъективной).