В Аттике 5-4 вв. д.н.э. по современным оценкам было около 150 тыс. свободного населения (граждане и метеки) и 100 тыс. рабов. И хотя существовали отдельные места с преимущественно рабским трудом (крупные поместья, виллы, копи, мастерские), намного более характерным было мелкое хозяйство, в котором трудился сам хозяин, члены его семьи и пара-тройка рабов. Следует учитывать и то, что большое число рабов было прислугой и не было занято в производительном труде. Есть характерный и показательный конкретный пример - на строительстве афинского Эрехтейона на исходе V в. до и. э. из перечисленных в списках работников 49 % составляли метеки, афинские граждане – 28% и рабы — 23 %.
Крайне интересно. Интересно, что иные источники говорят о других цифрах. Например, древнегреческий ритор Афиней (IV в. до н.э.) в своих трудах говорит, что в Аттике количество рабов доходило до 400 000 человек, хотя, конечно, стоит осторожно отнестись к его данным. Кто-то говорит о 120 тысячах рабов, а кто-то и о 70 тысячах.
Академик, профессор, историк античности Владислав Петрович Бузескул считал, что цифра, которую встречаем у Афинея оказывается неверной, но она равняется 40-60 тысяч. Ученый отмечает, что рабов в Афинском государстве было почти столько же, сколько граждан.
Кстати, Бузескул цитирует труд другого ученого, изучавшего рабство в древней Греции:
"Свободные граждане, — говорит Эд. Мейер, — хотя бы и угнетаемые сильной нуждой, не проявляли особенной склонности вырабатывать в себе техническую сноровку». Притом свободные рабочие стоят дорого. «Они требуют такой платы, на которую могли бы жить; их нужно сначала обучить делу, а еще спорный вопрос, возвратят ли они предпринимателю затраченный на их подготовку капитал; но, прежде всего, они — свободные граждане, юридически и политически стоящие наравне с работодателями, совсем не то, что на Востоке люди, с малолетства привыкшие к невольнической жизни. Но промышленность нуждается в возможно дешевых рабочих, силы которых, раз они попали в ее руки, она старается использовать наиболее полным образом... За небольшой капитал предприниматель покупает рабочую силу, которую он может обучить для своих целей и затем использовать до конца... А самое главное — работник юридически совершенно в его власти; он может эксплуатировать его силы гораздо интенсивнее, чем это возможно с рабочей силой свободного человека".
Далее ученый продолжает: "...В пору расцвета афинской демократии мы видим рабов всюду — в доме, в поле, в лавке, в банкирской конторе, в мастерских, на тогдашних фабриках, на торговых судах в качестве гребцов и особенно в рудниках. Они и чернорабочие, и домашняя прислуга, и мастера, и надсмотрщики, управляющие, писцы, счетчики, мелкие служащие, наконец — воспитатели-«педагоги». Редко какой состоятельный афинянин не имел хотя бы одного-двух рабов. Другие содержали их несколько десятков: у отца Демосфена на фабрике мечей было 32—33 раба; у Лисия, как мы видели, — 120, а Никий в арендуемых им рудниках имел 1000. Держали рабов не только для себя или для своего предприятия: их отдавали в наймы и другим. Никий разработку рудников предоставил фракийцу, поставленному над рабами. Нередко рабы жили отдельно от господина, который за известный оброк предоставлял им заниматься ремеслом.
Главными рынками, где продавались рабы, кроме упомянутого уже раньше Хиоса, были Делос, Византий и некоторые другие пункты. В самих Афинах был рынок, где на особой эстраде, в обнаженном виде, выставлялись рабы для продажи. Цена на рабов была разная в зависимости от пола, возраста, качеств или обучения раба. В среднем она равнялась 2 минам; рабы, предназначавшиеся для черной работы, стоили дешевле, а обученные, искусные в разных мастерствах, оценивались в 5—6 и даже 10 и более мин. Обыкновенно раб приносил господину прибыли по 1 оболу в день. Такой доход получал Никий со своих 1000 рабов, работавших в рудниках; в год это составляло 10 талантов. Опытные мастера, стоившие дороже, доставляли и прибыли больше. 32 или 33 кузнеца на фабрике Демосфенова отца приносили дохода 30 мин в год, т. е. около 100 драхм каждый, а 20 столяров — 12 мин, т. е. каждый по 60 драхм в год или 1 обол в день. Считая стоимость раба по 2 мины, это составит 30% на затраченный капитал...".
Энциклопедия Всемирной истории (1957 года издания) во II томе отмечает, что V век до. н.э. является периодом окончательного утверждения рабовладельческой формации в древней Греции. В IV веке количество рабов почти во всех древнегреческих полисах превосходит количество свободных граждан и метеков. Еще в VI в. до. н.э. картина была совершенна иная. Вот почему, собственно, так важно в первую очередь очерчивать время, период истории, о котором идет речь.
Использование труда рабов носило весьма разнообразный характер. В городах с развитым ремеслом рабы использовались в ремесленных мастерских - эргастериях. Литературными источниками и надписями засвидетельствовано существование таких мастерских во многих отраслях ремесленного производства того времени: в металлургии, оружейном деле, кожевенном производстве, производстве керамики, музыкальных инструментов, лекарств и т. д. Господствующим типом эргастериев была небольшая мастерская с 3—12 рабами. В более мелких мастерских работал сам хозяин с помощью одного-двух рабов. Упоминания о мастерских с большим числом рабов крайне редки и относятся главным образом уже к IV в. до н. э.
В земледелии труд рабов использовался, действительно, менее широко. Крупные землевладельцы также считали невыгодным содержать круглый год большое число рабов, предпочитая в горячую пору сельскохозяйственных работ эксплуатировать труд наёмных батраков. Число рабов в сельском хозяйстве таких областей, как Аттика, по сравнению с числом рабов, эксплуатировавшихся в ремесленном производстве, было значительно меньше.
В наиболее тяжёлых условиях находились рабы на рудниках. Представление об их труде дают описания и археологические исследования древних рудников в Лаврийских горах в Аттике, где добывали серебро и свинец. Рабы трудились в этих рудниках в полулежачем положении, задыхаясь от жары и духоты. Орудиями их труда были молоток, кайло и корзины, в которых породу поднимали на поверхность земли. Лаврийские рудники были собственностью государства, но работавшие здесь рабы принадлежали частным рабовладельцам, отдававшим их в наём или аренду. Такой способ эксплуатации рабов был довольно широко распространён в Афинах, так как приносил собственникам рабов обеспеченный доход без всяких с их стороны хлопот и затруднений. Так, известно, что в конце V в. крупный рабовладелец и богач Никий отдавал в наём для работы на рудниках 1 000 рабов.
В.И. Кузищин в своей Истории Древней Греции также отмечает, что
...экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и Греции в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, количество и удельный вес которых в греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и крупные поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе, в то время как государственные или храмовые хозяйства не получили такого развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию такой системы социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство...
Интересно замечание историка о значении рабов в обществе и производстве, несмотря на их численность:
...Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов... Преобладали рабы-мужины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность....
Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола можно было прокормить семью в 3—4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами,— показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников.
Нельзя не привести слова Аристотеля: "Природа устроила так, - писал Аристотель, — что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни... Одни люди по своей природе свободные, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо".
Таким образом, раб и рабство были в древней Греции очень важной чертой, существенным признаком античной цивилизации. Аристотель, вообще, указывает, что рабы от природы должны заниматься тяжелым физическим трудом, то есть трудом производительным. Это важное свидетельство того, что раб занимал ведущее место в производстве материальных благ, добыче полезных ископаемых.
Насчет строительства афинского храма Эрехтейон, то здесь стоит отметить, что одной из довольно распространённых форм эксплуатации рабов являлся отпуск их на заработки. Такие рабы назывались специальным термином — «живущие вне дома». Хозяин отпускал раба на условиях периодической уплаты известной суммы денег - своего рода оброка. Отпущенные на таких условиях рабы работали по найму, занимались ремёслами и мелкой торговлей. К числу таких рабов принадлежали, очевидно, и рабы, упоминаемые в надписях, посвящённых строительству афинского храма Эрехтейон. Вообще, строительство храма, акрополя - дело не обычное, поэтому, думается, по одному этому факты не стоит делать общие выводы о наличии рабов в производстве древнегреческих полисов.
Метеки, действительно, не являлись гражданами полиса. Однако они вряд ли могли быть свободными земледельцами, так как им запрещалось владение землей. Занятие метеков - торговля, ремесло и работа по найму в прислуге. Да и занимали метеке 1/3 часть свободного населения некоторых древнегреческих полисов (Афин, например). Земледельческий труда, вообще, был почётным для афинского гражданина, в отличие, от ремесленного. Только граждане имели право владеть земельным участком, но не факт, что они сами на нем работали. Есть мнение, что в число метеков могли вступать и отпущенные рабы. Число метеков в Афинском государстве в пору расцвета демократии превышало 10 000 человек (по Эд. Мейеру, доходило до 14 000), не считая женщин и детей. Об этих вещах, действительно, есть смысл поговорить поподробнее.
Литература:
В.П. Бузескул. История афинской демократии.
Мейер Эд. Рабство в древнем мире / Пер. с нем. А. Вихарского. М., 1899
Глускина Л.М. Расцвет афинской рабовладельческой демократии /История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.180-194.
Однако, все это общие места, ваш с Вивеком спор все-таки был о другом. Можно ли считать экономику древней Греции товарно-денежной как синоним капиталистической? Правда, что в исторической науке имелись споры между различными школами ученых, некоторые из которых находили в древней Греции капитализм и как его синоним рыночную экономику. Хочу отметить, что здесь не обсуждается наличие фактов торговли, товарного обмена и даже ростовщического капитала в древней Греции, а обсуждается теоретическое положение о наличии иной формации - капитализма - в древней Греции. Можно сказать, что, с одной стороны, бесспорно, в Греции V в. в ряде отраслей производства известная доля продуктов труда продавалась на рынке, тем самым превращаясь в товар, следствием чего было появление купеческого и ростовщического капитала - исторически первых видов капитала. Тем не менее рабовладельческое хозяйство в основном сохраняло свой натуральный характер: весьма значительная часть продуктов производилась в нём не для обмена, а для непосредственного потребления рабовладельца и его семьи. Кроме того, рабочая сила основных производителей - рабов - присваивалась методами внеэкономического принуждения, что и отличало в принципе античное общество от капиталистического.
Вопрос о рабовладельческой формации, таким образом, приобретает дискуссионный характер. Но об этом как-нибудь потом.
Знаете, мне очень интересен этот вопрос, потому что я чувствую, что готов со всем вниманием прочесть сказанное вами по этому поводу. Отрицание рабовладельческой формации в древней Греции, а тем более в древнем Риме - это довольно смелое заявление. Как мне известно, даже новейшие исследования историков не противоречат выводу о наличии рабовладения в этих государствах, античной цивилизации в целом.
Никифоров, на монографию которого я ссылался в этом разделе много раз, формулирует это так...
Никифиров, бесспорно, крупный ученый, но лучше обсуждать общераспространенные мнения, выводы, которые известны даже школьникам, чем пытаться обсудить монографии ученых, в которых последние делают много специальных выводов, не всегда бесспорных и не всегда ясных для "непосвященных". Да и Никифиров, как мне известно, яростно выступал за истинность "пятичленной" теории формаций, и доказывал наличие рабовладельческой формации на древнем Востоке. Не думаю, что он с вами согласился бы.
Неверно – теория Маркса это единственная научная теория исторического процесса, только она опирается на проверяемые и точно определяемые факторы. «Цивилизационная теория», например, ненаучна уже потому, что кладет в основу классификации совершенно неопределенное понятие «культуры»
Помимо теории Маркса, теории цивилизаций (которая делится на массу концепций), есть и иные теории. Я не буду спорить, ведь в теории Маркса есть много истинного, но вот, скажем, в деле происхождения государства сегодня доминирует "кризисная" теория, а не классовая. Смею вас уверить, у кризисной теории есть множество аргументов в свою пользу.