Дубовка Д. Сила слова старца: механизм осуществления харизматической власти // Антропологический форум. 2017. № 33. С. 37–64.В статье рассказывается о "старце" Савве, попе в с. Николаевское Шабалинского р-на Кировской обл, настоятеле женского монастыря. Там вокруг него существует православная община человек 40-50. Исследовательница жила в общине несколько недель. Рассказывается об атмосфере в общине, характерной для окружения "старцев" вообще.
В прихрамовой среде распространены ...эсхатологические и конспирологические нарративы о том, какие козни плетутся жидомасонами, католиками и американскими спецслужбами против русского народа, хранителя православия, и как появление многочисленных технических новшеств свидетельствует о приближающемся Апокалипсисе. Оптимальный способ спастись в этих условиях — найти старца, который бы взял ответственность за жизнь (настоящую и будущую) своих подопечных. Православная община почитает о. Савву таким старцем, святым при жизни.
Обитатели Николаевского живут в постоянном опасении оказаться под воздействием этих сил и ищут признаки их присутствия повсюду.
Приведу только два примера, хорошо характеризующих тревожные настроения православной общины. Однажды послушница Мария передавала мне бутыль масла для лампады. Вдруг ее внимание привлекла этикетка. Запричитав о собственной неосторожности, она стала резко обрывать наклейку со штрих-кодом, после чего велела мне перекрестить масло и прочитала молитву.
В другой раз послушница Екатерина
разбудила паломницу Ксению ночью в панике, что за ними наблюдает бес. Испуганная Ксения вышла вслед за Екатериной во двор. Послушница указала на несколько звезд на небе, образовывавших фигуру, очертания которой походили на рога. У старца свое видение праведной народной жизни: «Когда без батюшки ничего не могли, ни жениться, ни креститься»
Говорится, что "старца" члены общины считают "прозорливым" и слова/дела его постоянно толкуют самым причудливым образом:
В сообществе есть «профессиональный интерпретатор», трудница Глафира, в основном ее речь — это толкования слов батюшки. В большинстве своем сообщество не воспринимает ее всерьез. Как-то в поле сломался трактор, но уже спустя некоторое время приехал другой. Глафира радостно возвестила: «Чудо, чудо, какое чудо!» На это остальные ей заметили: «Какое ж чудо, проезжал Иван на мотоцикле и сказал в Николаевском, чтобы ехал другой трактор». Согласно же толкованию Глафиры, приказ отправиться в поле другому трактористу, предвидя поломку, дал о. Савва еще до отъезда в поле. Подобные интерпретации Глафиры редко встречают теплый прием среди других членов общины. Помимо неготовности воспринимать бытовую коммуникацию в ином временном ключе,
принятие толкований Глафиры будет означать, что она первой увидела мистическую связь между событиями, а значит, она духовно опытнее. Занимаются этим все, истолкования слов старца - способ повысить свой статус и/или принудить кого-л поступить нужным образом.
Это к вопросу, как возникают рассказы о святых и зачем люди выдумывают чудеса.