С трудом, но прочитал всю тему с 2006 года. К сожалению, подавляющее число страниц – обычный флейм с редкими представителями верующих: от «теоретического» до быдловато-матерного. Но, по крайне мере, в моём ответе на первый пост темы, я уже знаю, где буду повторяться, а где нет.
Наконец, как верно заметил когда-то Ролан Быков: одна из главных черт русского человека – склонность поболтать. Как в хорошем смысле слова, так и плохом. Поэтому заранее прошу за многословность и «медленное движение к цели».
Начну с личного вопроса: почему я атеист? Но, так или иначе буду сразу выходить и на определение атеизма не как написано в словарях, а как оно получается по жизни.
Родился я ещё в советские времена, большую часть жизни прожил в «загнивающем» социализме и верой, именно верой - в светлое коммунистическое будущее. Сейчас на склоне лет, на многое смотрю более… реально, а значит – циничнее. Хотя от веры ещё живы почти мертвые «идеи».
Считаю, что любое мировоззрение можно просто «вбить» через систему или как чаще говорят – культуру воспитания. Или, наоборот, бескультурным воспитанием. Поэтому быть верующим или атеистом человек может быть не в силу внутренних убеждений, а просто… «так воспитали». И, как ни странно, людям порой до фени, верующий он или атеист.
Но особенность нашего времени в том, что просто продекларировать своё мировоззрение уже невозможно. Потому что любое мировоззрение, это не просто набор взглядов, предпочтений… вер – в самом широком смысле слова. Это в первую очередь то, чем руководствуется человек в своей жизни, личной морали, социальных отношениях, методике познания мира.
В последние лет десять увлёкся сериалами. Конечно, большую часть из них составляют – штатовские, американские. Нужно сказать, что США остается самой религиозной страной в мире, и на вопрос как вы относитесь, что президентом страны может стать атеист: 70 – 80 % американцев ответили отрицательно. А кино является определённым срезом общества, срезом различных мировоззренческих вещей…
Часто стал отмечать в сериалах, что герои в сложных ситуациях, когда вполне применимо «религиозное» объяснение, типа: «Всё в руках божьих», «На всё воля Господа», «Нужно следовать заповедям», «помолись Господу во искупление» и так далее, неожиданно просто их игнорируют в лучшем случае, а чаще издеваются над подобным… «подходом». Людям уже мало Бога, им нужны знания и объяснения… какие?! Я бы сказал такие, в которых нет бога.
А потому, сегодня появилось много людей, которых нельзя, в строгом смысле слова, назвать атеистами. Есть другое слово: секулярные или безрелигиозные. Они могут быть формально и верующими людьми, крещенными там, обрезанными, посвященными… Но в своей обычной жизни они живут «без бога». То есть, в различных ситуациях думают, действуют без всяких даже мыслей о боге или чем-то сверхъестественном. Как сказал известный американский атеист Харрис – люди с нормальной психикой и мышлением. Потому что атеизм, то есть когда человек ищет ответы естественные, не отягощенные каким-либо эзотерической методикой – это… нормально.
Я, к примеру, знаю, что Штатах, несмотря на выше приведенную статистику, до сих пор смеются над словами Буша, что мол его «Господь бог сподвинул на борьбу с терроризмом». И американцы гораздо больше верят в «русских хакеров», нежели в «русских дьяволов».
Вернусь в прошлое. Лет так на тридцать пять. Середина, конец восьмидесятых. Именно тогда я впервые столкнулся с… верующими. Точнее, различного рода сект или верований. Их адепты обещали здоровье, духовную жизнь, «разговор с Богом». Многие из моих друзей, не говоря о просто знакомых, «обрели веру». Один из лучших «автоматчиков» (работа с станками ЧПУ) нашего факультета, бросил всё и стал плести и продавать корзиночки, а в свободное время молился и причащался. Другая сокурсница продала имущество и квартиру и ушла за учителем в какую-то деревеньку, где у них был своего рода колхоз или «кибуц». Ненадолго ушла. Через год, совершенно случайно именно я нашел её оборванную и голодную рядом с домом где она жила прежде. Женщина весила тридцать килограмм. С подругой отвезли её в больницу, а потом нашли родных, которые - надо отдать им должное – быстро приехали и позже забрали её к себе. Через два года, она вспоминала пережитое как кошмарный сон.
Лучший математик курса – стал священником. От него, кстати, я узнал, что попасть в советские времена в «духовный» клир наших священников было далеко не просто. Он прошел все испытания, экзамены и учёбу в семинарии… В девяностые года, родные едва спасли его от алкоголизма. И, хотя сегодня, он по-прежнему служит, внутренне – это опустошенный человек. Грустно, стал вроде как опять атеист, точнее атеист – священник.
Как признался Станислав Лем: он никогда не думал о своем еврейском происхождении. Его заставили думать о нём немцы в сороковых годах. Так и я, никогда не думал о своём атеизме, пока не заставила рассказанная судьба моих друзей, а также после девяносто первого, когда коммунисты стройными рядами пошли от памятников Ленину к алтарям с Иисусом. И нужно было выбрать, либо слиться с этим потоком и, осеняя себя крестным знаменем, плевать на красное знамя, либо постараться разделить и определить в себе вбитый коммунизм и атеизм.
С коммунизмом было проще. Эта вера поколебалась ещё в советское время и, хотя по-прежнему считаю, что коммунизм – неизбежное будущее человечества, но как вшивый меньшевик в понятиях семнадцатого года, уже уверен, что неизвестно, когда он наступит, а главное каким он должен быть фактически. По крайне мере, русский коммунизм, по меткому замечанию Н.А. Бердяева, безусловно, носил религиозный характер, а по Попперу был тоталитарной системой закрытого общества.
А вот с атеизмом такого не произошло. И, обращаясь опять к Н.А. Бердяеву, который кстати был глубоко верующим человеком, к его словам: «У атеизма по сути есть только один аргумент – наличие зла в мире», и вот этот аргумент для начала я и не смог преодолеть или отрицать. Смерть родных, близких и друзей, наоборот, подтвердила этот аргумент полностью. И это стало лишь основной его частью.
Верующие и атеисты, как показывают даже эти форумы считают, что вопрос о бытие или небытия бога – главный в их различии. Поэтому столько много тем, где пытаются либо доказать, либо опровергнуть существование бога. Но я считают, что это далеко не главный вопрос для различения этих мировоззрений: верующего и атеиста.
Важно соответствие, как человек думает и как живет. Как отметил один американский академик, у верующих учёных есть противоречие между их декларацией веры в бога и научной работой, где этой веры и в помине нет. В буквальном смысле слова. Ведь ни в одном научном труде, отмечу по естествознанию - нет ни одного упоминания ни божественных, ни любых других сверхъестественных сущностях или понятиях. Впрочем, это касается любой науки. Если она признана наукой.
Vivekkk в теме сказал, что атеизм основан на научном мышлении. Думаю, что наоборот – научное мышление основано на атеизме, то есть на таком познании мира, где не допускается ничего сверхъестественного, надприродного, божественного, что и послужило началом технического прогресса последних двух веков.
Мой ник я выбрал не случайно. Сократ был осужден за безбожие и развращение молодежи. Но в заключительной речи философ отметил, что он верит в богов, так как все остальные: ходит в храмы, приносит жертвы… И молодежь ничем не развращает, а только задает обычные вопросы: что есть честность, мужество, любовь, справедливость… Почему люди устанавливают законы, которые сами же не исполняют? Ведь, если законы никто не исполняет, почему их не отменить и ввести такие законы, которые будут приняты всеми? Разве познание себя и познание отношение людей – есть безбожие?!
Сократа убили. Приговорили к смерти через отравление. Значит, вопросы о себе и отношений к людям, действительно безбожие?!
Я понял одну важную вещь, что когда верующий говорит, что «верит в Бога», то на этом все вопросы его кончаются. Ему нужно только новое сводить к уже найденному ответу. Когда атеист говорит: «Я не верю бога», то он только начинает задавать вопросы, ответы на которые он может получить, а может и нет. Я выбрал второй путь.
Радзинский как-то заметил, что атеисты – самые мужественные люди. Потому что воспринимать мир в реальности и до конца честно, может только человек храбрый и честный. Это было не оригинально. Намного раньше Камю сказал ещё жестче, что человеку следовало бы себя убить в этом мире. И только человеческое мужество помогают ему продолжать жить.
По статистике, атеистов, именно атеистов, не неверующих людей, на планете всего 2 процента. В России и США – около 10 процентов (США «догнали» Россию). Думаю, что этого вполне достаточно против мракобесия и воинственного религиозного мировоззрения.
Итак. Почему я атеист – надеюсь объяснил. А теперь главное:
Атеизм – это такая манера мышления человека, когда он принципиально не допускает существование ни сверхъестественных (то есть нарушающих законы нашего мира сторонних сил), ни над мировых понятий и сущностей, ни божественных понятий, и (это важно) выступает (степень рефлексии у каждого разная) против любого мировоззрения, где указанные сущности используются.
Все перечисленные понятия можно отнести к «симулированному или спекулятивному знанию», «кажущему» знанию, а по сути – обычному «Незнанию». Это тот «мусор» человеческого мышления, которое называют «абстрактным». Способность к абстрагированию – важная способность нашего мышления. Но и самая опасная. Потому что абстракции имеют возможность формироваться вне связи с реальным миром и жить своей собственной жизнью в мышлении и языке. Главная особенность такого Незнания, перефразируя Поппера – его "супер фальсифицируемость" до бесконечного множества понятий или образов. Верующие говорят: «Мы верим в Бога». На самом деле на нашей планете два миллиарда верят в троебожие, ещё два миллиарда в одного бога, четыре миллиарда либо в тысячи богов, и даже верят «без богов» - буддизм, например.
«Мир создал бог». А почему не десять богов. Или тысячу. Или «сущность астрального нейтрино в разумном поле Вселенной». Или, наконец – Макаронный Монстр. Интересно, что последнего бога придумал не атеист, а верующий человек.
На этом я закончу ответ на первый пост темы. «Нельзя объять необъятное» как верно заметил Козьма Прутков и всегда наступает конец. Кстати, у нашей Вселенной есть одна всеобщая особенность: в ней нет ничего вечного, хотя сама Вселенная вечная как в перерождениях её составляющих, так, возможно, и в своих перерождениях. И даже, если Бог был, то он уже давно умер. Как думают, к примеру, североамериканские индейцы.