Нашел интересный сайт Экс-фарисей. Создали его верующие, но критически настроенные весьма.
Вот что пишет админ Вячеслав Король о "пользе" постов для здоровья.
http://ex-farisey.com/posleoperacionnye-mysli-o-poste/Но сейчас я хочу затронуть причины движения моего камешка (в желчном пузыре). С огромной вероятностью он у меня давно, от радикально неправильного питания в молодости. Но камни могут подолгу себе лежать в пузыре и не беспокоить хозяина годами. Самое первое движение камешка было засечено в августе, в Успенском посту. Потом были движения на разные продукты и даже минеральную воду, которые последовательно минимизировались или даже снимались с рациона, но последний движ произошёл при выходе из Великого Поста.
Старт процессу движения и последняя попытка камня прорваться в желудок положили постовые перепады в питании.
Я давно задумывался о неправильности наших постов, по сути, воздержаний по качеству пищи. Много об этом написано. Очень много, и много обсуждалось.
Возвращаясь к причинам движения камня, и больные, и врачи сходятся на том, что в большинстве случаев обострения холецистита связано с резкими перепадами в составе пищи. Потому на Светлой Седмице и на Святках подобных мне пациентов в гастроэнтерологиях больше всего. Эрозии и язвы также могут возникать по этим причинам, а язвы могут вскрываться под воздействие резкого вбрасывания водки с жёсткой пищей. Я уж не говорю о панкреатите, когда авральные нагрузки на поджелудочную железу происходят на фоне практического бездействия в предыдущие два месяца при почти полном отсутствии алкоголя.
В общем, что-то нездоровое и противоестественное заложено в наших православных календарях, которые уделяют максимум внимания тому, когда что можно или нельзя. Есть вещи и вообще очень непонятные. Святки 11 дней, потом сочельник на сутки, и опять мясоед на Крещение. Причем, в сочельник, не рекомендуется есть вообще, а перед этим и на следующий день можно всё. Я не знаю, какой «гений» так все придумал. Похоже на умышленный подрыв здоровья христианами.
Не понятна идея некоторых постов. Перед Пасхой апостолы не постились, а мы постимся. Апостолы ждали Духа на Пятидесятницу. Когда евреи ждали чего-то важного, они накануне постились. Допускаю, что от Вознесения до Пятидесятницы апостолы могли (по логике) пребывать в посте и молитве, а у нас в это время мясоед. Идея Великого поста понятна, но она не соответствует евангельской ситуации в тот же период. Да и пост в субботу запрещен апостольскими правилами, но «чтоб не прерывать Великий пост», мы постимся по субботам. Не забывая при этом уколоть католиков постом в субботу. На мой взгляд, двойной стандарт. Подобное замечание можно отнести к посту в воскресенье. Есть подозрение, что когда утверждалось правило относительно поста в субботу, никаких многодневных постов у христиан просто не существовало. А дальше церковное фарисейство начало брать своё.
Появление длительных постов позаимствовано у евреев, но как-то криво. Евреи постились снижением количества потребляемой пищи до полного отказа, а мы просто отказываемся от определенных видов пищи. Евреи определенные виды пищи не ели пожизненно. У нас же количество вспоминается только в особо строгие дни.
Да и сами посты часто что-то предваряли, что-то важное в жизни человека или религии, или были проявлением покаяния. У нас же сейчас это превратилось просто в отказ от мяса по графику православного календаря для всех верующих без разбора. Совершенно нет места постам, которые человек на себя берет как личный подвиг. А постол Павел говорит супругам воздерживаться друг от друга по взаимному согласию. И когда супруги будут воздерживаться и брать на себя эти обязательства, если почти весь год есть среды и пятницы, и многодневные посты составляют 5/12 года?
Мне кажется, что посты можно оставить как есть, но не делать их обязаловкой для всех. Может оставить среду и пятницу именно как пост, а не воздержание, а остальные посты допускать по благословению духовника. Если такая вольность смущает, можно оставить Великий пост, сделав остальные не обязательными. И чтоб это был пост, а не воздержание от мясо-молочной пищи.
Кстати, еще вопрос, что тяжелее для плоти, копчёная скумбрия (ну или масляная), или кефир; отварная птица или жареная рыба?
Ведь сокращение еды по количеству учит бороться с жадностью, а отказ от мясо-молочной пищи не даёт ничего. Вернее дает, – фарисейское ощущение, что ты что-то делаешь для Бога.
Даже если в Царстве Небесном мы будем что-то вкушать, то здесь, на земле, мы должны научиться правильному отношению к еде, как источнику пополнения жизненных сил, а не лакомству. Лично для меня лакомство вкусным помидором или апельсином стоит на порядок выше лакомством вкусной колбасой. Воздержание от мяса меня не научит не допустить лакомство помидором, а пост, применяемый к потреблению любых продуктов – научит.
В Великий пост есть смысл сократить только количество, не касаясь качества пищи... Эта идея сформулирована от моего личного «майского синдрома». В конце апреля, начале мая наблюдается пониженная температура и слабость. Прием кальция в таблетках, который практически исключён в пост в естественном виде (больше всего в молочных продуктах), улучшает ситуацию, но не решает проблему системно. Долгосрочное исключение целых двух классов продуктов не замечается в молодом возрасте, но становится заметным в зрелом. И организм сигнализирует, что это ненормально. Старый миф, что отказ от мяса утончает плоть и одухотворяет молитву, может и работает, но как-то слишком незаметно. Особенно, если мясо заместить обильным количеством жареной картошки.
Мне кажется, что это намного важнее, чем заменить две сосиски балыком сёмги, насытившись круче, чем если бы съел те же две сосиски. Ведь в постный день включается подсознательная компенсация: чем менее сытное и тяжелое для желудка, тем больше надо вбросить. И, по сути, получается пост наоборот, когда углеводной, более энергетической пищи мы вкушаем больше обычного. Потому и толстых попов с владыками немало.
Нынешний формат календарного воздержания имеет огромную фарисейскую составляющую, и должен быть упразднен, если быть последовательным в евангельском взгляде на свою веру. Понятное дело, что пост - не в еде. Нас так просто приучили, приговаривая, что главное – «не кушать друг друга». Но хотя и поучают, что это главное, но календари настырно толкут о диетах.
Ведь если вы собрались поститься в классическом стиле славянского православия по календарю, то для вас вероятность заболевания различными болячками желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) сохраняется довольно высокой. И когда начинается приступ, то лучше владеть информацией, куда лучше поехать на такси, а не на скорой – куда повезут.
Пост как инструмент выработки смирения? С этим уже крайне сложно согласиться, вспоминая замечания Христа фарисеям за ханжество. Смирением там и не пахло, хотя фарисеи могли поститься очень жёстко, не так как мы, с рыбкой и жареной картошкой.
http://ex-farisey.com/molitvoj-i-postom/Меня умиляет, когда говорят, что пост – это воздержание от гнева, ненависти, гордости и т.д. по списку грехов из книжки подготовки к исповеди. И люди не понимают, какую глупость говорят. Получается, что в другие дни я могу духовно расслабиться, и гневаться, и ненавидеть, и гордиться. Тогда зачем весь этот цирк с усмирением плоти и сердечных страстей? Мне скажут, что в пост воздерживаться нужно сугубо, а вне поста – обычно. А вы пробовали гневаться в два раза меньше, чем обычно, ну, или в три раза больше, вне поста? Кто-нибудь в сильном гневе вообще вспоминает о посте? Моя глубокая уверенность – или ты учишься не гневаться всегда и одинаково сдерживаешься в любой день, или, расслабляясь вне поста, ты ломаешь весь духовный навык, приобретенный в посту. И так с любым грехом.
Пост, в том формате, как он существует в Православной и Католической Церкви не нужен вообще. Нужна выработка бесстрастного отношения к пище и бесстрастного отношения к любым земным предметам и идеям. И эта работа должна вестись всегда, в любой день, а не только в посту.
Мне могут заметить: А как же все святые Церкви за 20 веков? Они все постились, а ты своим мудрованием ставишь под сомнения их практику и практику всей Церкви?! Отвечу вопросом на вопрос. А вы уверены, что они стали святыми благодаря посту? А не могло быть так, что они стали бы святыми раньше, если бы отказались от церковного фарисейства? Может, и святых было бы больше, если бы людей с детства не натаскивали на «соблюдения» и «исполнения»? Находясь в церковном мэйнстриме, очень сложно стать сбоку, вне системы, и со стороны критично посмотреть на духовное деланье и уставы для монахов и мирян.
И бедняги те христиане, которые, находясь вне монастырей, примеряли на себя монашеские уставы. А потом и Церковь взяла и нахлобучила на всех пасомых монашеские посты и практики, которые для них никогда изначально не предназначались. И эти уставы даже монашество постепенно увели от духовного деланья в область трудничества и внешнего деланья.
Если бы он был нужен для спасения так же, как и любовь, то не было бы тщеславных постников, которых погубила строгость поста, не было бы монахов с подорванным здоровьем непомерными постами, как свт.Игнатий Брянчанинов, по его собственному признанию. Как жаль, что ко мне так поздно пришло это понимание, а не тогда, когда только родились мои дети!
Перепады качества и отложенное потребление
http://ex-farisey.com/posty-po-kalendaryu-moyo-reshenie/«Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступятся от веры. Они будут внимать духам лжи и учениям бесов, 2 соблазненные лицемерием лжецов с клейменой совестью, 3 которые запрещают жениться, не разрешают есть ту или иную пищу.» (1 Тим. 4: 2-3) Последние времена наступили после вознесения Христа и продлятся до его Второго Пришествия в силе.
А то, что еда в посту второстепенна, только говорят с амвона. Но в календарях для православных ширнармасс, акцент делается только на состав пищи. В сочельники вспоминаем, что нужно есть еще и меньше. Евреи постились не вкушая еды, иногда и воды. А нам, уже нынешним христианам, в Новом Завете сказано: Пища не приведет нас к Богу. Если мы не едим, мы ничего не теряем, если мы едим, ничего не приобретаем. (1 Кор. 8:
И о посте ни слова.
Даже когда апостол Павел рассуждает о вкушении или отказе от мяса, это связано с вкушением мяса жертвенного, которое в окружающем языческом мире могло даже быть продаваемо на рынке. Кто-то, кто знал, что мясо продает тот, кто часто продает идоложертвенное, мог увидеть, что апостол и ученики это мясо едят. Потому апостол и говорит, что он готов всегда не есть мяса, лишь бы не соблазнить брата моего. Но это никак не связано с тем, что мясо утяжеляет организм или утолщает плоть. Пример поста Иоанна Лествичника с мясом тому доказательство. Я уже писал об этом, не буду повторяться.
у большинства мирян просто происходит тренировка воздержания и борьба с чревоугодием, в лучшем случае. В худшем, мы приносим жертву здоровья Богу, которая Ему не нужна, и Он поражается нашей тупости и твердолобости. Ему хочется любви сыновней, а получает он угробленное здоровье своей твари, которая думает, что это Ему как раз и надо.
Борьба же с чревоугодием заканчивается с окончанием поста, когда можно нажраться, напиться и забыться. Ведь «утешения велия» просто положены по уставу, а после двух красавуль количество последующих не контролируется. И все насмарку. Все постовые труды – коту под хвост.
Приведу пример из своей жизни. Я очень не люблю жареный и вареный лук, во всех блюдах, без исключения. Все свое детство я промучился, поскольку мама пыталась меня вынудить есть всё с луком. Я был тощий и полуголодный, пытаясь урвать с запасом безлуковой пищи или сам покупал что-то в магазине на свободные деньги, типа батон или свежий хлеб. Это сделало меня жадным к любой приемлемой для меня еде (без лука). Не переучили меня и 2 года армии. Я предпочитал быть голодным, чем есть вонючую еду. А я реально мог вырвать, если в меня такую еду насильно затолкнуть. Но когда я стал сам зарабатывать, и, не имея установки на умеренность, я наверстал всю прошлую голодовку детства, юности и армии, прибавив с 76 до 125 кг. Это реализовалось отложенное годами потребление. Если бы у меня в тот период было сегодняшнее понимание, то этого бы не произошло, или было бы в меньших масштабах. А так, с огромным напряжением я сбросил 30 кг. Отложенное потребление в моем случае было как бессмысленный многолетний пост, когда было понимание, что я голодаю технически. И когда он закончился, я сорвался, и пошёл вразнос))). Так бывает у многих после наших многодневных постов.
Вы видели жирных попов? Их просто немеряно. Даже в ЖЖ один взял себе скромный)) ник «попяра толстый». Это частое явление из-за двух факторов. 1.Потребления в посту углеводов, которые при легком избытке откладываются в виде жира. А в посту, чтоб компенсировать не сытность углеводов для ощущения в желудке, они потребляются с существенным избытком. И некоторые в посту увеличивают вес, а не теряют его. 2.Отложенное потребление после поста приводит к праздничным перееданиям и увеличению порций (пост же закончился!). В итоге, не толстых попов очень мало. Есть склонность к полноте и у православных мирян, даже у монахов. Исходя из строения тела, мы видим задумку Бога и понимаем, что лишний вес – это не нормально. И если мы отмечаем большое количество постящихся полных священнослужителей и простых верующих, то возникает вопрос к аскетической постовой практике Церкви. Если она делает ущербным здоровье и тело человека, значит, она не верна.
А нужно ли?
Нужно для тех, кто идентифицировал в себе жадность к еде в виде чревоугодия или лакомства. И если я вижу в себе оба эти греха на уровне страсти, то я должен бороться с ними постоянно, а не по принципу: пришло 29 ноября – постись и борись, а с 7 января – «мясоед», можешь оторваться, и не только по мясу.
Потому не нужно ждать никаких дат и постов. Просто посмотрели на себя в зеркало после душа, и сразу поняли, есть ли место для трудов или все ли идеально? Если все только кости и мышцы, и кушаете вы немного, то зачем вам пост? Но если вы идентифицировали отложения сала, то вам нужно уменьшать количество потребляемой еды, пока вы не достигнете идеала, исходи из индивидуальной конституции тела.
Посмотрите на молодых девушек, которые ради того, чтобы нравится парням и выглядеть стройными, кушают мало и все время воздерживаются. Причем, они понимают, что если склонны к полноте, то это практически на всю жизнь. Обжорство на потом не отложишь. И вот если такие девушки, став верующими, еще ужесточают по календарю и так принятый пожизненный пост, они откровенно гробят свое здоровье.
Уверен в том, что людям без излишков веса тренировка воздержания в еде не нужна. Они и так к ней спокойны, т.е. у них не развита страсть к еде или лакомству едой. А раз нет страсти, то и чего с ней бороться? Пусть борются с обидчивостью, тщеславием, самолюбием, злопамятством, похотью, осуждением, раздражительностью, – что кого мучит. Но истязать себя воздержаниями в календарные посты им точно не нужно.
Пищевой пост в том виде, как он сейчас реализуется в Православии, ЛИЧНО МНЕ видится бессмысленным по ряду причин. Перепады в качестве, составе и количестве пищи могут приводить к:
-Ожирению (усиленное и исключительное потребление углеводов в посту)
-Проблемам с пищеварением (изменение в диетах может двигать камни в желчном пузыре, срывать поджелудочную железу, создавая ей пиковые нагрузки)
-Созданию отложенного потребления отдельных видов продуктов с передозировкой после поста, по сути, лакомства.
-Созданию отложенного потребления как такового, с компенсационным перееданием после поста.
Кроме того:
-Тренировки, сменяющиеся расслаблением, не дают эффекта закрепления достигнутого результата, и не подобны накачиванию мышц. -Достаточно одного переедания, чтобы испортить достижения всего поста. Потому, пищевой пост не решает проблемы победы над лакомством и чревоугодием в силу того, что в послепостовое время снимаются ограничения, и нивелируются наработки воздержания.
-Пост часто оказывается внутренним оправданием, что я делаю нечто полезное для своей веры и даже получаю одобрение от Бога. Потому пост является питательной почвой для фарисейства, ханжества, особенно строгости в посте.
-Пост – это личное взятие обязательств по умеренности и воздержанию, при ощутимом давлении грехов чревоугодия, лакомства и жадности. Если эти грехи не докучают человеку, то и пост или воздержание ему не нужны, в принципе.
-Время поста и его продолжительность выбирает берущий обязательства по борьбе с грехами на свое усмотрение, а не по календарю.
Концепт пожизненной умеренности при моих тяжких грехах чревоугодия, лакомства и жадности, для меня куда полезнее, чем постовые фрикции с перенапрягами и расслабонами.
И такой формат подготовки мне видится более правильным, чем попытки просто не есть мяса и молока, или сначала голодать, а потом наедаться.