АГНОСТИК = АТЕИСТ?
ИЛИ КТО ПРАВЕДНЕЕ?
Полагаю,
что в [1 ]
Димьян достаточно полно и правильно рассмотрел
значение термина «агностицизм» в его строго
классическом понимании. По-видимому, мной в [2 ] была
допущена существенная терминологическая
неточность, которую проще всего пояснить на
следующей выдержке из [
Итак.
Если в
отношении бога агностицизм выдвигает лишь один (единственный!)
Вариант 1. Информацию о боге невозможно получить в силу того, что бог рассматривается как априори существующий, но «высший», в принципе «непознаваемый» объект. В этом случае, действительно, приведенный тезис следует рассматривать как составляющую религиозного мировоззрения, т.е. – это случай классического агностицизма, рассмотренного в [1 ].
Вариант 2. Информацию о боге невозможно получить в силу того, что бог НЕ СУЩЕСТВУЕТ объективно. Получить информацию о несуществующем объекте невозможно вследствие принципиального отсутствия таковой информации. В этом случае приведенный тезис необходимо рассматривать как атеистический.
Да и вообще, если атеист не хочет принять тезис «бога нельзя познать», то с необходимостью он должен принять тезис «бога можно познать». Или для «классического» атеиста имеет место какое-либо третье суждение?
И
уж к полному абсурду приходим, если атеист
следует утверждению:
Согласен! И более того, полагаю, что никакой (ни агностический, ни атеистический) тезис не противостоит никакому восприятию (ни религиозному, ни агностическому, ни атеистическому), если таковое восприятие основано НА ВЕРЕ!
Но каким же образом можно осуществить выбор между вариантами 1 и 2? Смотря для кого. Человек склонный к ВЕРЕ может выбрать любой из этих вариантов в зависимости от обстоятельств: от воспитания, от окружения, от авторитетов, от моды, от официальной линии... Такой человек, при наличии подобных обстоятельств почти с неизбежностью становится или религиозно верующим (вариант 1) или атеистически верующим (вариант 2). Но именно верующим!
А вот человек, склонный к НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ, становится нейтральным, т.е. принимает для себя ответ – « fifty- fifty». И остается «нейтралом» до тех пор, пока у него не появится та или иная аргументация. Если поставленный вопрос его не волнует, то таковым «пассивным» нейтралом он может (и, скорее всего, будет) оставаться всю жизнь. Если волнует – будет искать аргументацию и оценивать (пусть даже подсознательно) ВЕРОЯТНОСТЬ вариантов, т.е. станет «активным» нейтралом.
В [2 ] именно
такой нейтрал (как пассивный, так и активный) и
был мной назван агностиком, а позиция такого
нейтрала – агностицизмом. Видимо прав
А.Тер-Оганесянц, когда пишет [3 ]:
Но, далее:
Агностик-нейтрал ни в коей мере не отказывается от возможности научного познания, но категорически отказывается от любой, в том числе атеистической, веры.
Для
склонного к вере (для догматика и от религии, и от
науки) –
В заключение, две цитаты «из авторитета» [4 ]:
И,
далее, о вероятностном подходе (сравните с
методом, предлагаемым в [
Александр
Крайнев,
31 мая 2002г.
Автор допускает без всяких ограничений и коммерческих претензий с его стороны перепечатку, распространение, издание на любых носителях и в любых формах, как настоящей статьи, так и предыдущих своих публикаций, находящихся на А-сайте.